Page 247 - 000199_000009_003613470
P. 247

м.  п.  погодинъ.                  235

    изображена эта гнмназія. Педагоги нашего времени находятъ,
    что старыя гимназіи не удовлетворят педагогическимътребова-
    ніямъ;  тѣмъ не менѣе онѣ выпускали много людей, нроникну-
    тыхъ любовію   къ знанію  и литературѣ;  этотъ результата не
    всегда замѣчается педагогами. Ученіе  шло очень посредственно
    въ московской гимназіи 10-хъ годовъ,   и Погодинъ указываете
    только  на  одного  изъ  своихъ учителей, который     принесъ
    существеннуЕО пользу: Либрехта, учившаго нѣмецкому      и  ла-
    тинскому языкамъ;   но  за  то у учениковъ   было  много вре-
   мени читать;   они посѣщали театръ и    знали наизусть  знаме-
   нитаго тогда Озерова. Было  и еще одно важное обстоятельство:
   гимназіи  начала XIX   в.  стояли  въ тѣсной  связи  съ универ-
    ситетами, что  не  могло  не  имѣть  благодѣтельпаго вліянія,
   хотя быть   можетъ не  на педагогическую сторону,    а  на под-
   держаніе  высокаго   идеала. Въ  40-хъ   годахъ  еще  сохраня-

   лись  остатки этой связи,  и  я  самъ помню   ихъ  важное  зна-
   ченіе. Погодинъ   въ  это время добылъ   себѣ  только  что  вы-
   шедшую    «Исторію   государства Россійскаго».   Къ   великому
   его горю, переплетчикъ пропилъ книгу, еще     не прочитанную;
   пришлось ждать втораго изданія;     но дождавшись, Погодинъ
   прочелъ его  съ жадностію. Направленіе    его бѵдущаго    было
   рѣшено.
       Поступивъ студентомъ на     словесное отдѣленіе, Погодинъ
   оставался  въ университетѣ   съ 1818 но 1821    г. Между про-
   фессорами болѣе   всѣхъ   дѣйствовалъ  на тогдашнихъ студен-
   товъ Мерзляковъ,    не смотря   на  то,  что  его  классическая
   теорія уже   отживала вѣкъ и краснорѣчивый профессоре шелъ
   противъ любимыхъ писателей того поколѣпія;       ио  его  авто-
   ритетъ,  сила чувства,  высказываезіаго  его краснорѣчивымъ
   с.товомъ,  поддерживали   его  значеніе  между  студентами   и
   заставляли— но свидѣтельству Погодина— гимназистовъ зави-
   довать студентамъ, шедшимъ    на  его лекцію. Еще болѣе   лек-
   цій  развивали   студентовъ того времени общія   чтенія  и  бо-
   сѣды  между собою.   Въ   такихъ-то бесѣдахъ Еубаревъ, бу-
   дущій   профессоръ, указалъ Погодину    на Шлецерова    «Нес-
   242   243   244   245   246   247   248   249   250   251   252