Page 247 - 000199_000009_003613470
P. 247
м. п. погодинъ. 235
изображена эта гнмназія. Педагоги нашего времени находятъ,
что старыя гимназіи не удовлетворят педагогическимътребова-
ніямъ; тѣмъ не менѣе онѣ выпускали много людей, нроникну-
тыхъ любовію къ знанію и литературѣ; этотъ результата не
всегда замѣчается педагогами. Ученіе шло очень посредственно
въ московской гимназіи 10-хъ годовъ, и Погодинъ указываете
только на одного изъ своихъ учителей, который принесъ
существеннуЕО пользу: Либрехта, учившаго нѣмецкому и ла-
тинскому языкамъ; но за то у учениковъ было много вре-
мени читать; они посѣщали театръ и знали наизусть знаме-
нитаго тогда Озерова. Было и еще одно важное обстоятельство:
гимназіи начала XIX в. стояли въ тѣсной связи съ универ-
ситетами, что не могло не имѣть благодѣтельпаго вліянія,
хотя быть можетъ не на педагогическую сторону, а на под-
держаніе высокаго идеала. Въ 40-хъ годахъ еще сохраня-
лись остатки этой связи, и я самъ помню ихъ важное зна-
ченіе. Погодинъ въ это время добылъ себѣ только что вы-
шедшую «Исторію государства Россійскаго». Къ великому
его горю, переплетчикъ пропилъ книгу, еще не прочитанную;
пришлось ждать втораго изданія; но дождавшись, Погодинъ
прочелъ его съ жадностію. Направленіе его бѵдущаго было
рѣшено.
Поступивъ студентомъ на словесное отдѣленіе, Погодинъ
оставался въ университетѣ съ 1818 но 1821 г. Между про-
фессорами болѣе всѣхъ дѣйствовалъ на тогдашнихъ студен-
товъ Мерзляковъ, не смотря на то, что его классическая
теорія уже отживала вѣкъ и краснорѣчивый профессоре шелъ
противъ любимыхъ писателей того поколѣпія; ио его авто-
ритетъ, сила чувства, высказываезіаго его краснорѣчивымъ
с.товомъ, поддерживали его значеніе между студентами и
заставляли— но свидѣтельству Погодина— гимназистовъ зави-
довать студентамъ, шедшимъ на его лекцію. Еще болѣе лек-
цій развивали студентовъ того времени общія чтенія и бо-
сѣды между собою. Въ такихъ-то бесѣдахъ Еубаревъ, бу-
дущій профессоръ, указалъ Погодину на Шлецерова «Нес-