Page 130 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 130

— 130 —
   времепемъ общаго оживленія въ педагогическомъ ì³ð?.
   Анализировались старинные методы, предъявлялись новые,
   рождались на ñâ?òú чуть не каждый день всевозмояшые
   буквари, прописи, счеты, наглядныя пособія, книги для
   чтенія и проч. и проч. Многое изъ всего этого было не
   áîë?å, какъ подражаніе все тому же Ушинскому, да еще
   кое­кому изъ í?ìåöêèõú педагоі'овъ; но, ò?ûú не ìåí?å,
   все это âñòð?÷àëîñü съ восторгомъ, вызывало жажду тво­
   рить, èçîáð?òàòü, отличаться... Это было хорошее время,—
   хорошее, какъ все то, что непохоже на болото, на спячку;
   оно, íàâ?ðíîå, внесло ñâ?òú во многіе педагогическіе вопро­
   сы; оно отразилось и на частной женской воскресной øêîë?.
      Преподаванію по звуковому методу, ïð?äìåòíûìú уро­
   камъ и новымъ пріеыамъ àðè?ìåòèêè было посвящено все
   вниманіе учительницъ, и, сказать правду, погоня за этой
   новизной совершенно, какъ ìí? кажется, затемняла во­
   просъ о результатахъ. Такъ, íàïðèì?ðú, мы былп краііие
   удивлены, услышавъ въ Ìîñêâ? на ñú?çä? отъ Евтушев­
   скаго, что рабски подражать его методу и затратпть
   í?ñêîëüêî ì?ñÿöåâú сряду на изучеыіе десятка съ по­
   мощыо кубиковъ со взрослыми ученицами школы—совер­
   шенно íåë?ïî, что простое знакомство съ нумераціеіі и
   торговыми счетами çä?ñü áîë?å у ì?ñòà. Насъ поразііло
   это потому, что шло какъ бы въ ðàçð?çú съ задачами такъ
   называемаго новаго метода. Мы точно забыли, что въ нашн
   времена не было ни звукового метода, ни дробныхъ счетовъ,
   а научились яіе мы и ãðàìîò? и счету и даже, можетъ­
   быть, лучше научились, ÷?ìú íûí?øí³å звуковики. Пред­
   метные уроки считались апогеемъ нашего преподаванія; къ
   одному уроку готовились по году, но если за этотъ годъ
   учителышца оріентировалась въ èçâ?ñòíîé ÷àñòèö? есте­
   ственныхъ наукъ, то врядъ ли неподготовленная ученпца
   за 3/4 часа выносила изъ этого урока существенную пользу.
   Какъ сейчасъ помыю безтолковое до комизма изложеніе одной
   изъ косыоязычныхъ ученицъ ïîñë? урока «0 ïèù?». Въ
   безсвязныхъ словахъ «зелудокъ», «киски», «просацуется»
   почти не было смысла. Конечно, выдавались и áîë?å тол­
   ковыя изложенія, но, ò?ìú не ìåí?å, значеніе, приданное
   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135