Page 121 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 121

— 121 —
   простые мужики,— предпочитаютъ учиться по­своему, не
   по­школьному, и учатся для того, чтобы знать, какъ пра­
   вильно, справедливо яшть надо на ñâ?ò?; это первое, а по­
   томъ ужъ и àðè?ìåòèêà и т. д. Начало ñä?ëàíî вашей
   школой превосходно,—âïîëí? ïî-÷åëîâ?÷åñêè,—нужно та­
   кое же и продолженіе, т.­е. нужно развивать типъ вашей
   школы, нужно перерабатывать самостоятельно тотъ огром­
   ный педагогическій матеріалъ, который у васъ нодъ ру­
   ками, въ ñìûñë? удовлетвореиія потребности учащагося
   знать, что правда въ ÷åëîâ?÷åñêèõú отношеніяхъ и что не­
   правда. Въ этихъ видахъ ваша ä?ÿòåëüíîñòü должна бы
   продолжаться не въ практической школьной ðàáîò? (кото­
   рая могла ужъ васъ утомить и которую могутъ ä?ëàòü люди
   начинающіе), а въ литературномъ ä?ë? школы. Если бы
   вы продолжали печатать «Что читать народу?» періодиче­
   ски, превративъ его въ журналъ, который бы старался вы­
   работать планъ систематическаго ученья, въ которомъ бы
   было, во­первыхъ, главное—(для чего ÷åëîâ?êú живетъ и какъ
   долженъ жить) и во­вторыхъ, прикладное къ этому главиому—
   собственно наука, научныя знанія и ñâ?ä?í³ÿ,—то работы
   самой живой и плодотворной оказалось бы у васъ великое
   множество. Меня давно занимаетъ мысль осуществить эту
   программу въ âèä? хотя бы книги для чтенія въ народной
   øêîë?, ãä? бы описаніе крестьянскаго домика, íåèçâ?ñòíî
   почему, не продолжалось описаніемъ зайца, âîë?äú за ко­
   торымъ, также íåèçâ?ñòíî почему, идетъ разговоръ про
   Христа и т. д. А съ первой же страницы касалось бы са­
   маго серьезнаго,—какъ жить свято (хотя бы въ âèä?, са­
   мымъ лучшимъ образомъ, написанной біографіи и ученія
   Христа), çàò?ìú переходило бы къ ä?éñòâèòåëüíîñòè, и все,
   что въ ней не свято, должно бы быть выставлено во âñ?õú
   подробностяхъ;    огромный матеріалъ деревенской жизни,
   заимствованный изъ лучшихъ русскихъ писателей тутъ
   много бы помогъ ä?ëó и нарисовалъ бы такую картину, кото­
   рая ясно показала бы, какъ трудно и ä?éñòâèòåëüíî плохо
   жить и какъ много неправды. А çàò?ìú началось бы все,
   что можно сказать о существуюшемъ хорошемъ; обпщііа, о
   которой надо говорить въ ó÷èëèù? и т. д. И этакуіо киигу
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126