Page 120 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 120

— 120 —
      «Ho изъ этого вовсе не ñë?äóåòú, чтобы одно изъ жи­
   выхъ общественныхъ учрежденій, школа могла бы заглох­
   нуть потому, что хорошее начало не èì?åòú въ практиче*
   ской жизни такого же хорошаго продолженія. Хорошее на­
   чало школы должно èì?òü продолженіе въ самой øêîë?,
   и въ этомъ ñìûñë? то, что вы ä?ëàåòå, èì?åòú огромное
   значеніе для школы вообще, хотя, быть­можетъ, и не при­
   несетъ вамъ никакихъ иныхъ результатовъ, «воочію» óÎ?-
   ждающихъ васъ въ óñï?õ? ä?ëà, êðîì? óñï?øíîé распро­
   дажи вашей нревосходной книги. Книга ваша — вотъ ре­
   зультатъ вашихъ трудовъ, и успокоеніе ваше только въ
   томъ, что вы этоіо книгою вообгце внесли новыя черты въ
   школьное ä?ëî. Но то, что вы ñä?ëàëè, — это начало, — от­
   личное, превосходное и такое же у этого начала должно
   быть и продолженіе и также въ øêîë?. Книга «Что читать
   народу?»вноситъ въ русскую народную школу,во­первыхъ,но­
   визну отношеній учителя и ученика, ставя ихъ на настоя­
   щую точку; отношенія эти непохожи на родительскія, не«
   похояш и на наставническія, непохожи вообще на устано­
   вившіяся отношенія учителя къ ученику, старшаго къ млад­
   шему, наставителя къ наставляемому,—а прямо товарище­
   скія, основанныя на простомъ желаніи <съ удовольствіемъ»
   удовлетворить îòâ?òîìú того, кто меня о чемъ­нибудь спра­
   шиваетъ. Другая также въ высшей степени важная и су­
   щественная черта, отличающая вашу школу — это вниманіе
   къ учащемуся, какъ къ ÷åëîâ?êó; школа ваша не торо­
   пится îòä?ëàòüñÿ отъ ÷åëîâ?êà, научивъ его писать, чи­
   тать, считать и выпустить потомъ на âñ? четыре стороны,
   не обращая вниманія на то, что у него на äóø? и какова
   его душевная жизнь. Именно отъ того­то, что эта душев­
   ная жизнь ÷åëîâ?êà не прннимается во вниманіе нашей
   заурядной школой, — ÷åëîâ?êú, выйдя изъ нея, почти на
   другой день уже забываетъ и читать, и считать. Между че­
   ëîâ?êîìú и книжкой í?òú никакой связи, а именно эта
   связь и нужна. ×åëîâ?êó, выйдя изъ «ученья», надо знать,
   «какъ жить» на ñâ?ò? и точно такъ же, какъ и гр. Тол­
   стому и всякому образованному ÷åëîâ?êó надо знать, что
   ä?ëàòü, что хорошо, что нехорошо. Ыаши сектанты, народъ,.
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125