Page 120 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 120
— 120 —
«Ho изъ этого вовсе не ñë?äóåòú, чтобы одно изъ жи
выхъ общественныхъ учрежденій, школа могла бы заглох
нуть потому, что хорошее начало не èì?åòú въ практиче*
ской жизни такого же хорошаго продолженія. Хорошее на
чало школы должно èì?òü продолженіе въ самой øêîë?,
и въ этомъ ñìûñë? то, что вы ä?ëàåòå, èì?åòú огромное
значеніе для школы вообще, хотя, бытьможетъ, и не при
несетъ вамъ никакихъ иныхъ результатовъ, «воочію» óÎ?-
ждающихъ васъ въ óñï?õ? ä?ëà, êðîì? óñï?øíîé распро
дажи вашей нревосходной книги. Книга ваша — вотъ ре
зультатъ вашихъ трудовъ, и успокоеніе ваше только въ
томъ, что вы этоіо книгою вообгце внесли новыя черты въ
школьное ä?ëî. Но то, что вы ñä?ëàëè, — это начало, — от
личное, превосходное и такое же у этого начала должно
быть и продолженіе и также въ øêîë?. Книга «Что читать
народу?»вноситъ въ русскую народную школу,вопервыхъ,но
визну отношеній учителя и ученика, ставя ихъ на настоя
щую точку; отношенія эти непохожи на родительскія, не«
похояш и на наставническія, непохожи вообще на устано
вившіяся отношенія учителя къ ученику, старшаго къ млад
шему, наставителя къ наставляемому,—а прямо товарище
скія, основанныя на простомъ желаніи <съ удовольствіемъ»
удовлетворить îòâ?òîìú того, кто меня о чемънибудь спра
шиваетъ. Другая также въ высшей степени важная и су
щественная черта, отличающая вашу школу — это вниманіе
къ учащемуся, какъ къ ÷åëîâ?êó; школа ваша не торо
пится îòä?ëàòüñÿ отъ ÷åëîâ?êà, научивъ его писать, чи
тать, считать и выпустить потомъ на âñ? четыре стороны,
не обращая вниманія на то, что у него на äóø? и какова
его душевная жизнь. Именно отъ тогото, что эта душев
ная жизнь ÷åëîâ?êà не прннимается во вниманіе нашей
заурядной школой, — ÷åëîâ?êú, выйдя изъ нея, почти на
другой день уже забываетъ и читать, и считать. Между че
ëîâ?êîìú и книжкой í?òú никакой связи, а именно эта
связь и нужна. ×åëîâ?êó, выйдя изъ «ученья», надо знать,
«какъ жить» на ñâ?ò? и точно такъ же, какъ и гр. Тол
стому и всякому образованному ÷åëîâ?êó надо знать, что
ä?ëàòü, что хорошо, что нехорошо. Ыаши сектанты, народъ,.