Page 116 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 116

— 116 —
   пишу вамъ.—Ñë?äóåòú ли печатать отзывы рецензентовъ и
   библіотекарей?—Не знаю, такъ какъ не èì?þ образцовъ
   ихъ. Боюсь вліянія личныхъ вкусовъ при суя«деніяхъ.
   Если рецензіи эти только какъ бы статистическія ñâ?ä?í³ÿ
   о томъ, что больше читается и спрашивается, что лучше,
   ïîëí?å разсказывается,—тогда это очень, очень важныя и
   нолезныя ñâ?ä?í³ÿ. Но достоинство такихъ ñâ?ä?í³é ò?ìú
   больше, ÷?ìú ñâ?ä?í³ÿ эти íåçàâèñèì?å отъ всякой пред­
   взятой мысли. Поль­де­Кокъ и Жтія святыхъ, положимъ,
   разбираются въ áèáë³îòåê? больше всего и пересказываются
   лучше всего, какъ ни странно это можетъ показаться; если,
   положимъ, это такъ, то это äðàãîö?ííûé матеріалъ, нзъ
   котораго могутъ быть ñä?ëàíû выводы огромной важнооти.
   Но только чтобы выводы не ñì?øèâàëèñü съ ä?ëîìú соби­
   ранія матеріала. Собираніе же этого матеріала äðàãîö?ííî,
   чрезвычайно важно и можетъ быгь ñä?ëàíî именно въ та­
   комъ учрежденіи, какъ ваше, и будетъ ò?ìú ïîëåçí?å и
   âàæí?å, ÷?ìú больше будетъ выборъ предлагаемаго и ÷?ìú
   больше свободы при этомъ âûáîð?. Что же касается до
   отзывовъ ученицъ, то это и äðàãîö?íí?éø³é матеріалъ и
   âì?ñò? самое важное поученіе для всякаго педагога и пи­
   сателя, не ограничиваюіцагося при своемъ писаніп одной
   маленькой кликой близкихъ ему людей. Но не отзывъ. От­
   зывъ, т.­е. сужденіе о прочитанномъ, ÷åëîâ?êú неиспор­
   чеыный, слава Богу, не можетъ ñä?ëàòü. Тутъ происходитъ
   совершенно обратное: наша интеллигенція такъ восішты­
   вается, чтобы óì?òü не понимать того, что она читаетъ,
   судить о читаемомъ такъ, что выходитъ похоже на то, что
   она понимаетъ. Гимназическій курсъ въ этомъ состоптъ.
   ×åëîâ?êú же съ óö?ë?âøèìú здоровымъ мозгомъ прежде
   всего старается понять глубже то, что онъ читаетъ, а по­
   нять можно всякую вещь мелко и глубоко. Судить же не­
   иснорченыый ÷åëîâ?êú и не любитъ и не óì?åòú, и потому,
   по моему ìè?í³þ, нуяшы и äðàãîö?ííû будутъ во âñ?õú
   отношеніяхъ не отзывы, а различные пересказы ученицами
   читаемаго. Въ нихъ будетъ и самый â?ðíûé, и серьезный
   отзывъ. Сколько разъ я çàì?÷àëú въ своей ïðàêòèê?—все
   хорошее, все нравдивое, гармоничное, ì?òêîå запоминается
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121