Page 143 - Книга_для_первоначальнаго_чтения_в_народных_школах_Текст__составил_В_Водовозов_Ч_1
P. 143
сковски князья умѣлн угодить татарским* ханам*. Но, усилив-
ствій, каковы: голод*, вражеское разореніе, и проч. Одним* шись, они освободили Русь от* татар*, и первую нобѣду над*
из* самых* древних* монастырей была Кіевопечерскаи Лавра. врагами одержал* московскііі князь Дмитрій Донской. Неза-
Вот* как* началась опа * первой ноловинѣ ХІ-го вѣка, вскоре долго до этого времени, близь Москвы, в* глухой* лѣсу, по-
в
поолѣ ввсдспія хрнстіапства. Один* благочестивый муж* хо- селился инок* Сергій. Подобно Аптошю, он* привлек* * ссбѣ
к
дил* в'ь Грецію молиться на Афонскую гору; там* постригся народ* своею емнрепною жизнью: около пего также собралась
on* в* монахи, под* именем* Антонія, вернулся въ Россію и братія, и он* самъ своими руками строил*, с* ними
выѣсгѣ
поселился близь Кіева иод* горою в* нещерѣ. Стал* он* по- бѣдішя кельи, носил* дрова из* лѣеу, воду из* колодца, сам*
ститься и молиться, и скоро молва о нем* распространилась готовил* кушанье, шил* платье и сапоги. Этимъ монашеским*
повсюду; къ нему стали приходить за благословеиіемъ благо- смнрспіемъ опъ скоро стал* пзвѣетеігь повсюду, и московски!
честивые люди, и но немногу около него собралась братія. князь Дмнтрій Донской, выступая против* татар*, приходил*
ІСіевскій князь Изяслав* ііосѣтил* шіоков*, которые жили въ просить у него бдагосдовенія на опасное дѣло. Такъ началась
пещерах*, что сами себѣ выкопали, и дал* им* во владѣпіе знаменитая Троіщко-Сергіева Лавра, которая потом* стала са-
всю гору над* пещерами. IIa этой горѣ иноки и начали мым* богатым* монастырем* иа Руси. Отъ нея произошло
строиться. Монастырь и прозвался Нещюкимъ от* того, что много других* монастырей в* московском* государствѣ: из*
они сначала жили въ пещерах*. Вскорѣ послѣ Антоны игуме- них* особспио ігавѣстен* Бѣлозерскій монастырь, основанный
ном* его был* Ѳсодоеій, который устроил* монастырь, ввел* Кириллом*. Духовпыя лица много помогли московским* князь-
въ нем* строгій грсческій устав*: как* братіи жить в* ке- ям* в* угвершдеиіи п распространеніи их* власти на всю Рос-
ліяхъ, как* отправлять всякую службу. Ѳеодосій вел* очень сію, прежде въ каждой области правил* особый князь; но
гдѣ
простую жизнь: ходил* в* самой бѣдной одеждѣ, носил* в* они также наставляли кплзсй * христианской жизни и в*, управ-
в
монастырѣ воду, как* простой работник*, и исполнял* другія лении Так*, напрнмѣръ, Кирилл* писал* к* брату лоековскаго
службы; между тѣмъ он* ішѣлъ огромную власть, и самъ ве- князя, Василія: «Пусть * твоей судят* суд* правед-
в
лнкій князь кіевскій не раз* пріѣвжалъ к* нему съ поклоном*. ный, ноклеповъ, подметав* бы пе отчинѣ судьи посулов* бы не
было,
Шсвонечерская Лавра замѣчательна тѣмь, что из* нея вышло брали: чтобы корчмы в* твоей не было, ибо это ве-
отчинѣ
много грамотных* людей: здѣсь жил* первый наш* летопи- ликая пагуба душам*: хриетіанс пропиваются, а души гибнуть,
сец* Нестор*, который записал* для нас*, какъ началось рус- чтобы мытовъ (застав* для сбора пошлин*) не было, ибо эти
ское государство, и какіе князья правили иа Руси до него и деньги неправедны л, a перевоз*, там* надо дать иа.
гдѣ
при нем*: онъ живо разсказалъ намъ и о всѣхъ дѣлахъ этих* труд*; чтобы разбоя и воровства въ твоей отчии-Іі не было, в
князей и о тогдашних* обычаях* и вѣрованіяхъ народа. если не уймутся отъ злато дѣла, то вели наказывать; также,
господин*, унимай от* скверных* слов* и брани». Еще при
Лѣтъ около 700 тому назад*, Кіев* и Новгород* все еще Сергін, в* монастырях* утвердилась общинная жизнь : пи
были главными городами на Руси, но нослѣ татарскато раэзо- игумен*, ни братія ничего своего не нмѣди н ire должны были
в
ренія, случишнагоея въ ХІП-мъ в ке, стала по немногу поды- ничего держать у себя * келін; всс монастырское добро было
ѣ
маться Москва, и, когда Русь находилась под* властью татар*, общим*; ѣлн и шин всѣ вмѣстѣ в* траиезѣ; веѣ иноки рас-
образовалось сильное московское государство, нотому что мо-