Page 143 - Книга_для_первоначальнаго_чтения_в_народных_школах_Текст__составил_В_Водовозов_Ч_1
P. 143

сковски  князья  умѣлн  угодить  татарским*  ханам*.  Но,  усилив-
         ствій,  каковы:  голод*,  вражеское  разореніе,  и  проч.  Одним*  шись,  они  освободили  Русь  от* татар*,  и  первую  нобѣду  над*
         из*  самых*  древних*  монастырей  была  Кіевопечерскаи  Лавра.  врагами  одержал*  московскііі  князь  Дмитрій  Донской.  Неза-
         Вот*  как*  началась  опа *  первой  ноловинѣ ХІ-го  вѣка,  вскоре  долго  до  этого  времени,  близь  Москвы,  в*  глухой*  лѣсу,  по-
                           в
         поолѣ  ввсдспія  хрнстіапства.  Один*  благочестивый  муж*  хо-  селился  инок*  Сергій.  Подобно  Аптошю,  он*  привлек* *  ссбѣ
                                                                                                       к
         дил*  в'ь  Грецію  молиться  на  Афонскую  гору;  там*  постригся  народ*  своею  емнрепною  жизнью:  около  пего  также  собралась
         on*  в*  монахи,  под*  именем*  Антонія,  вернулся  въ  Россію  и  братія,  и  он*  самъ  своими  руками  строил*,  с*  ними
                                                                                                 выѣсгѣ
         поселился  близь  Кіева  иод*  горою  в*  нещерѣ.  Стал*  он*  по-  бѣдішя  кельи,  носил*  дрова  из*  лѣеу,  воду  из*  колодца,  сам*
         ститься  и  молиться,  и  скоро  молва  о  нем*  распространилась  готовил*  кушанье,  шил*  платье  и  сапоги.  Этимъ  монашеским*
         повсюду;  къ  нему  стали  приходить  за  благословеиіемъ  благо-  смнрспіемъ  опъ  скоро  стал*  пзвѣетеігь  повсюду,  и  московски!
         честивые  люди,  и  но  немногу  около  него  собралась  братія.  князь  Дмнтрій  Донской,  выступая  против*  татар*,  приходил*
         ІСіевскій  князь  Изяслав*  ііосѣтил*  шіоков*,  которые  жили  въ  просить  у  него  бдагосдовенія  на  опасное  дѣло.  Такъ  началась
         пещерах*,  что  сами  себѣ  выкопали,  и  дал*  им*  во  владѣпіе  знаменитая  Троіщко-Сергіева  Лавра,  которая  потом*  стала  са-
         всю  гору  над*  пещерами.  IIa  этой  горѣ  иноки  и  начали  мым*  богатым*  монастырем*  иа  Руси.  Отъ  нея  произошло
         строиться.  Монастырь  и  прозвался  Нещюкимъ от*  того,  что  много  других*  монастырей  в*  московском*  государствѣ:  из*
         они  сначала  жили въ  пещерах*.  Вскорѣ  послѣ  Антоны  игуме-  них*  особспио  ігавѣстен*  Бѣлозерскій  монастырь,  основанный
         ном*  его  был*  Ѳсодоеій,  который  устроил*  монастырь,  ввел*  Кириллом*.  Духовпыя  лица  много  помогли  московским*  князь-
         въ  нем*  строгій  грсческій  устав*:  как*  братіи  жить  в*  ке-  ям*  в*  угвершдеиіи  п распространеніи  их*  власти  на  всю  Рос-
         ліяхъ,  как*  отправлять  всякую  службу.  Ѳеодосій  вел*  очень  сію,  прежде  въ  каждой  области  правил*  особый  князь;  но
                                                                  гдѣ
         простую  жизнь:  ходил*  в*  самой  бѣдной  одеждѣ,  носил*  в*  они  также  наставляли  кплзсй *  христианской  жизни  и  в*,  управ-
                                                                                   в
         монастырѣ  воду,  как*  простой  работник*,  и  исполнял*  другія  лении  Так*,  напрнмѣръ,  Кирилл*  писал*  к*  брату  лоековскаго
         службы;  между  тѣмъ  он*  ішѣлъ  огромную  власть,  и  самъ  ве-  князя,  Василія:  «Пусть *  твоей  судят*  суд*  правед-
                                                                                в
         лнкій  князь  кіевскій  не  раз*  пріѣвжалъ  к*  нему  съ  поклоном*.  ный,  ноклеповъ,  подметав*  бы  пе  отчинѣ  судьи  посулов*  бы  не
                                                                                        было,
         Шсвонечерская  Лавра  замѣчательна  тѣмь,  что  из*  нея  вышло  брали:  чтобы  корчмы  в*  твоей  не  было,  ибо  это  ве-
                                                                                       отчинѣ
         много  грамотных*  людей:  здѣсь  жил*  первый  наш*  летопи-  ликая  пагуба  душам*:  хриетіанс  пропиваются,  а  души  гибнуть,
         сец*  Нестор*,  который  записал*  для  нас*,  какъ  началось  рус-  чтобы  мытовъ  (застав*  для  сбора  пошлин*)  не  было,  ибо  эти
         ское  государство,  и  какіе  князья  правили  иа  Руси  до  него  и  деньги  неправедны л,  a  перевоз*,  там*  надо  дать  иа.
                                                                                  гдѣ
         при  нем*:  онъ  живо  разсказалъ  намъ  и  о всѣхъ  дѣлахъ  этих*  труд*;  чтобы  разбоя  и  воровства  въ  твоей  отчии-Іі  не  было,  в
         князей  и  о  тогдашних*  обычаях*  и  вѣрованіяхъ  народа.  если  не  уймутся  отъ  злато  дѣла,  то  вели  наказывать;  также,
                                                              господин*,  унимай  от*  скверных*  слов*  и  брани».  Еще  при
           Лѣтъ  около  700  тому  назад*,  Кіев*  и  Новгород*  все  еще  Сергін,  в*  монастырях*  утвердилась  общинная  жизнь  :  пи
         были  главными  городами  на  Руси,  но  нослѣ  татарскато  раэзо-  игумен*,  ни  братія  ничего  своего  не  нмѣди  н  ire  должны  были
                                                                                в
         ренія,  случишнагоея  въ  ХІП-мъ  в ке,  стала  по  немногу  поды-  ничего  держать  у  себя *  келін;  всс  монастырское  добро  было
                                   ѣ
         маться  Москва,  и,  когда  Русь  находилась  под*  властью  татар*,  общим*;  ѣлн  и  шин  всѣ  вмѣстѣ  в*  траиезѣ;  веѣ  иноки  рас-
         образовалось  сильное  московское  государство,  нотому  что  мо-
   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148