Page 142 - Книга_для_первоначальнаго_чтения_в_народных_школах_Текст__составил_В_Водовозов_Ч_1
P. 142
для какой-нибудь книги, то печатай на нихъ хоть сотни ты- купить ее и но пей учиться. А как® быстро через® печать
сяч® экземпляров® этой книги. Искуство книгопечатанія при- расходятея всякія изв!стія, и повірить трудно: сегодня вече-
думал® один® нѣмец® Гуттенбергъ, жшшіій за 00 слишком® ром®, напримѣр®, узнают® о какомъ-пибудь сражсніи, или о
4
лѣтъ тому назад®. Прежде на деревянных® дощечках® вырѣ-
зывали картинки и надписи, смазывали ихъ черною краскою приход! корабля съ товарами, или о чем® другом®, а завтра
и отпечатывали вырѣзанпое съ дощечек® на бумагу. Гуттен- рано утром® уже цѣлый город® читает® об® этом® въ газе-
бергъ вначал! ничего больше пе сдѣдалъ, какъ раздѣлилъ вы- тах®. Такъ Епигопечатаиіе, или, как® его называют®, типо-
рѣзашшя па дощечках® буквы, то есть, стал® вырѣзать де- графское искуство сближает® людей, содѣйетпует® расиро-
ревянные буквы. Таким® образом® ужъ не нужно было для каж- страпепію велкаго знанія, всякой паукѣ.
дой страницы в® книг! и для каждой книги вырѣзать особыя 13. Наши інншгтмрп.
дощечки, которыя поел! печатавія приходилось бы бросать.
Стоило составить вмѣстѣ деревявныя буквы, как® онѣ стояли 900 слишком® лѣт® тому пазад® у нас® стала распростра-
въ рукописи, и по ним® отпечатывать, а так® какъ одних® и няться хрнстіансвая в!ра: русскіс люди, которые прежде по-
тѣхъ же букв® приготовляли из® дерева большое число, то клонялись солнцу, грому и молніи, вѣтру, при ВладиыірЬ I
для каждой новой страницы, пе трогая прежде набранных®, крестились сначала в® Кіевѣ, а потом® и во всей Россіи. Кре-
можно было набирать из® ящика ііовыя буквы. Когда книга щеиіс мы приняли от® греков®, которые жили въ ныиѣіпней
была отпечатана, то стоило разобрать набор® п ri;же самыя Турціи. Греки сначала крестили родственных® намъ болгар®,
буквы употребить для повой книги. Так® как® деревяиныя буквы живших® к® югу отъ Дуная; учители церкви, св. Кирилл® и Ме-
были не прочны, то потом® придумали выливать буквы, или оодій, научили этих® болгар® грамот!, составили для них®
литеры из® смѣсн свинца с® цинком®: такой металл® и дос- азбуку; а уже наученные грамот! болгары стали и нашими учи-
таточно прочен® и достаточно мягок®, чтоб® не рѣзать бумаги. телями. Грамот! тогда учились, чтобы понимать священное ии-
Теперь наборщик® берет® рукопись, набирает® металлическія саніе, чтобы распространять вѣру, а потому грамогіямн боль-
литеры и скрѣпляет® их® вм сгі строками но величин! стра- шею частно были один монахи и священники. Но из® монас-
ѣ
ниц® книги; таких® сирѣпленных® вмѣстѣ рядов® on® соеди- тырей и отъ церквей грамотность по немногу стала расходиться
няет® столько, сколько может® помѣститься на одном® оборот! и в® иарод!. Монастыри устраивали у пае® но образцу грече-
бумашнаго листа (обыкновенно 8 страниц® из® скрѣплешшх® ских®. Так® какъ народъ в® то время был® еще довольно дик®
литер®). Весь этот® набор®, заключенный в® рамках®, помѣ- и иевѣжествен®, то лучгаіе люди нерѣдко удалялись от® свѣта,
щают® в® скоропечатную машину, и машина смазывает® ли- чтобы служить для других® примѣром® христіанской жизни.
г
теры типографскими чернилами п оттискивает® ихъ на под- Тамъ, д! считались обыкновенным® д!лом® братоубійство, вся-
ложенной бумаг!. С® помощью трех® работников® на такой кая неправедная корысть н обман®, они ііроиовѣдывалн лю-
машин! можно отпечатать въ час® до 5000 листов® и съ об!- бовь къ ближнему, правдолюбіе и большую умѣрешюсть в®
ііх® сторон®. Когда книгу печатают® такъ скоро и в® боль- жизни. Кром! того монастыри въ старину вдадѣли большими
шом® числѣ экземпляров®, то она уже стоит® не дорого: иной богатствами, пользовались большими льготами от® князей; здѣсь
равъ и самый бѣдный человѣк® может® за пѣсколько грошей было беаопасиѣс и отъ испріятсля, и отъ всяких® обид®. Вотъ,
почему число ихъ очень увеличивалось особенно въ годину бѣд-