Page 47 - 000199_000009_003770980
P. 47

—  41  —
           Вѣдь  дѣятельность,  а  слѣдовательно  и  трудъ  являются
         естественной  потребностью  растущаго   организма,  а  если
         дѣятельность  эта  развивается  соразмѣрнымъ  образомъ  съ
         силами  растущаго   организма,   если  она  нредставляетъ
         собою  плодъ   саморазвитія  ребенка   и  поддерживается
         неослабнымъ  интересомъ   къ  занятіямъ,  если  она  облаго-
         раживается  нравственными    идеалами,  то  можно  ли  со-
         мнѣваться  въ  томъ,  что  школа  должна   снискать  себѣ
         полную  Иг самую  чистую  любовь  со  стороны  дѣтей.
           Само   собою  разумѣется,   что  '.дѣло  воспитанія—дѣло
        крайне   сложное   и  трудное.)  Оно  требуетъ  неустанной
         энергіи  и  соединенныхъ  усилій  многихъ  лицъ  и  многихъ
        организацій.  Само  по  себѣ  дѣло  воспитанія  есть  дѣло
        подвижническое    въ  настоящемъ   смыслѣ  этого  слова,  но
        оно  въ  то  же  время  и  святое  дѣло.  Трудъ,  который  ва-
        трачиваетъ  педагогъ  на  дѣло  воспитанія,  несоизмѣримъ
        по  своей  тяжести  ни  съ  какимъ  другимъ  интеллектуаль-
        нымъ  трудомъ,  но  зато  какая  награда  для  педагога,  когда
        онъ  убѣлідается,  что благодаря  его  усиліямъ  въ  сердцахъ
        его воспитанниковъ  загорѣлась  яркимъ  пламенемъ  та  Божія
        искра,  которая  является  принадлежностью   всякаго  чело-
        вѣка  и  которая  тускнетъ  и  меркнетъ  въ  сердцахъ  лицъ,
        лишенныхъ    соотвѣтственнаго  воспитанія.
           II  вотъ  мнѣ  представляется,  что  когда  не  только  болѣе
        пли  менѣе  урегулируется   у  насъ  семейное  воспптаніе,
        по  и  разольется  широкой  волной  общественное  воспита-
        піе,  проливающее  свѣтъ   въ  души  дѣтей  всѣхъ  вообще   N
        слоевъ  населенія,  не  исключая  и  дѣтей непмущихъ  клас-
        совъ,—дѣтей,  являющихся    настоящими  пасынками  судьбы
        п  ныпѣ  нерѣдко   кончающихъ   жизнь   преступленіемъ   и
        развратомъ,  тогда-то  будутъ  пожинать  плоды  своихъ  уси-
        лій  тѣ  лица  и  дѣятели,  которые  выходятъ  пынѣ  па  по-
        двигъ  воспитанія  своего  народа.  «Сѣйте  разумное,  доброе,
        вЬчное,  сѣйте!  спасибо  вамъ  скажетъ  сердечное  русскій
        народъ».
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52