Page 47 - 000199_000009_003770980
P. 47
— 41 —
Вѣдь дѣятельность, а слѣдовательно и трудъ являются
естественной потребностью растущаго организма, а если
дѣятельность эта развивается соразмѣрнымъ образомъ съ
силами растущаго организма, если она нредставляетъ
собою плодъ саморазвитія ребенка и поддерживается
неослабнымъ интересомъ къ занятіямъ, если она облаго-
раживается нравственными идеалами, то можно ли со-
мнѣваться въ томъ, что школа должна снискать себѣ
полную Иг самую чистую любовь со стороны дѣтей.
Само собою разумѣется, что '.дѣло воспитанія—дѣло
крайне сложное и трудное.) Оно требуетъ неустанной
энергіи и соединенныхъ усилій многихъ лицъ и многихъ
организацій. Само по себѣ дѣло воспитанія есть дѣло
подвижническое въ настоящемъ смыслѣ этого слова, но
оно въ то же время и святое дѣло. Трудъ, который ва-
трачиваетъ педагогъ на дѣло воспитанія, несоизмѣримъ
по своей тяжести ни съ какимъ другимъ интеллектуаль-
нымъ трудомъ, но зато какая награда для педагога, когда
онъ убѣлідается, что благодаря его усиліямъ въ сердцахъ
его воспитанниковъ загорѣлась яркимъ пламенемъ та Божія
искра, которая является принадлежностью всякаго чело-
вѣка и которая тускнетъ и меркнетъ въ сердцахъ лицъ,
лишенныхъ соотвѣтственнаго воспитанія.
II вотъ мнѣ представляется, что когда не только болѣе
пли менѣе урегулируется у насъ семейное воспптаніе,
по и разольется широкой волной общественное воспита-
піе, проливающее свѣтъ въ души дѣтей всѣхъ вообще N
слоевъ населенія, не исключая и дѣтей непмущихъ клас-
совъ,—дѣтей, являющихся настоящими пасынками судьбы
п ныпѣ нерѣдко кончающихъ жизнь преступленіемъ и
развратомъ, тогда-то будутъ пожинать плоды своихъ уси-
лій тѣ лица и дѣятели, которые выходятъ пынѣ па по-
двигъ воспитанія своего народа. «Сѣйте разумное, доброе,
вЬчное, сѣйте! спасибо вамъ скажетъ сердечное русскій
народъ».