Page 50 - Полный_курс_физики_с_кратким_обзором_метеорологических_явлений_пер_с_фр
P. 50

ЗАКОНЫ  ПАДЕНІЯ  ТѢЛЪ.                    ЗГ

          54.  Машина  Атвуда.  Машина  Атвуда  даетъ  возможность  замедлять  скорость
       паденія  тѣлъ,  не  измѣняя  его  природы  и  тѣмъ  въ  значительной  степени  ослаблять  на­
       рушающее  вліяніе  сопротивленія  воздуха.
           1°.  Принципъ.  Иаиболѣе  существенной  пастью  машины  является  очень  легкій  и
       подвижной  блокъ  В  (рис.  37),  черезъ  который  пропущена  совершенно  гибкая  и  не
       растяжимая  нить,  поддерживающая  на  своихъ  концахъ.  два  одинаковыхъ  груза  К  и
       К'.  Система-находится  въ  равповѣсіи  при  всѣхъ  относительныхъ  положеніяхъ  обоихъ
       грузовъ,  такъ  какъ  вѣсъ  нити  является  совершено  ничтожнымъ  сравнительно  съ вѣ-
       сомъР   каждаго  изъ  грузовъ.  Предположимъ,  что  грузъ  К-  мы
       подняли  къ  самому  блоку  и  положили  на  него  добавочный  грузъ"'
       или  перегрузит  Je,  вѣсъ котораго  равенъ р.  Вся  система, увлечен­
       ная  этимъ  перегрузкомъ,  придетъ  въ  движеніе,  которое  очевидно
       будетъ  болѣе  медленнымъ,  нежели  при  свободномъ  паденіи.
           2°.  Описанге.  Машина  (рпс.  38)  состоитъ  изъ  деревянной ко-
       лонніл,  приблизительно  въ  2,30  метра высоты,  на верху  которой на­
       ходится  блокъ  R.  Блокъ  этотъ  (мѣдный  или,  еще лучше,  аллюми-
       ніевый) обыкновенно закрыть стекляннымъколпакомъ.  Черезъ блокъ,-
       пропущенъ  шелковый  шнурокъ,  достаточно  тонкій,  чтобы  можно
       было  пренебречь  его  вѣсомъ;  къ  концамъ  его  прикрѣплены,грузы
       К  и  К'.  Ось  блока,  вмѣсто  того,  чтобы  лежать  на  двухъ непо-
       движныхъ  подушкахъ,  опирается  на  двѣ  пары  подвижныхъ  ко-
       лесъ.  Благодаря  такому  расроложенію,  ось  блока  передаете  свое
       движеніе  четыремъ  колесамъ,  при чемъ  вмѣсто  скользящаго  тренія
       испытываетъ  далеко  болѣе  слабое  катящееся  треніе.  Къ  передней
       «торонѣ  колонны  прикрѣпленъ  часовой  механизмъ  3,  который ре­
       гулируется  секунднымъ  маятникомъ Р,  при  помощи  якорнаго  за­
       цепа  и  храповаго  колеса.  На  переднемъ  концѣ  оси  послѣдняго,  на­
       ходится  стрѣлка,  отмѣчающая  секунды.  Въ  тотъ  моментъ,  когда  Рис,  37.
       •стрѣлка  остановится  противъ  нулевого  дѣленія  на  циферблатѣ  Н,  система,  состоящая
       изъ  рычага  и  эксцентрика,  заставляете  опуститься  площадку  п,  на  которой  нахо­
       дится  грузъ  К,  и  послѣдній начинаете  падать.  Параллельно  колоннѣ,  на  одномъ  шта­
       тиве  съ  нею,  укрѣпляется  деревянная  шкала  для  измѣренія  разстояній,  проходимыхъ*
       падающимъ  тѣломъ.  На  этой  шкалѣ  находится  два  бѣгунца  А  и В,  то  есть  двѣ под­
       вижныхъ  пластинки,  которыя  при  помощи  наяшмного  винта  можно  закрѣпить  на  лю­
       бой высотѣ  шкалы.,0нѣ  представлены  въ разныхъ  положеніяхъ нарисункахъ  39  до 45.
       Одннъ  изъ  нихъ  А  снабженъ  сплошнымъ  дискомъ,  который  слуягитъ  для  того,  чтобы
       останавливать  падающее  тѣло въ какой-нибудь  момента его паденія.  Другой В,  въ видѣ
       кольца,  пропускаете  падающее  тѣло,  но  задерживаете  при  этомъ  перегрузокъ,  состоя
       щій  изъ  латунной  пластинки m  болѣе  flflHHHoS J  нежели  внутренній  діаметръ  кольца.
           3°.  Законы  разстояній.  Маятникъ  Р  останавливаютъ  и  стрѣлку  циферблата
       переводятъ  за  нулевое  дѣлепіе.  Затѣмъ  перегрузокъ  m  накладываюсь  на  грузъ  К,  все
       это  ставятъ  на  горизонтальную  подставку  п  (рис. 39)  противъ нулевого дѣленія скалы
       и  опускаюте  маятникъ.  Въ  тотъ  моментъ,  когда  двигающаяся  по  циферблату  стрѣлка
       проходить  черезъ  нуль,  подставка  автоматически наклоняется  и  грузъ  падаегь  Тогда
        сплошной дискъ  передвигаютъ  по скалѣ  съ  такимъ  разечетомъ,  чтобы  онъ  остановилъ
        грузъ  въ  концѣ  первой  секунды  паденія.  Этого  удается  достигнуть  лишь  послѣ  цѣлаго
        ряда предварительныхъ  опытовъ.  Надлежащее  положеніе  считается  найденнымъ,  если
       лтукъ  груза  о  дискъ  совпадаете  со  вторымъ  ударомъ  маятника  (считая  отъ нуля).
   45   46   47   48   49   50