Page 122 - Руководство_к_умственным_упражнениям_при_преподавании_отечественного_языка_в_трех_курсах_изданное_Егором_Гугелем_инспектором_классов_при_Императорском_Воспитательном_доме_в_Гатчине
P. 122
- — 102 —
сываегаъ, легко можно различать, во-первыхъ,
описанія, въ кошорыхъ преобдадаешъ умъ, и
прим чаешся т о л ь к о ц ль, произвести въ комъ-
либо ясное познаніе описываеагаго предмета ^ и
во-впюрыхъ,' т а к і я , въ коихъ прим т и о бол е
с т р а с т н а г о волиенія д у т и , и посредствомъ ко
шорыхъ вм спі съ познаніемъ какого-либо пред-
м е т а желаедіъ предсшавипіь гааковый или съ вы
годной или невыгодной стороны.
Въ умственныя упражиенія собственно вхо-
д н т ъ т о л ь к о первый родъ описаній, х о т я н т ъ
сомн нія, ч т о и. всякое другое описаніе м о ж е т ъ
служишь умствеинымъ упраліненіемъ, особенно,
когда мы стараемся означить выраженія и обо
р о т ы какого-либо описанія, доказывающіе, сколько
въ ономъ учасгпвуетъ чувство.
Дабы мы могли при обсуживаніи какихъ-ли-
бо описаній держаться, по крайней м р , чего-
либо опред леннаго, для сего сообщимъ зд сь сл -
дующія правила:
1. При, описаніи какого-либо происшествія,
долл но наблюдать порядокъ времени. Случившее
с я прежде, должно быпп. описано напередъ ;
сперва должно наименовагпь причину, а п о т о м ъ
сл дсшвіе ; сначала ц ль, за симъ средства ; пре
жде основу объяснения, п о т о м ъ самое объясне-
ніе.
Исключепія о т ъ сего правила лронсходяшъ опіъ ка
кой - либо посшороішсй ц лн сочипшиелл ошісаиія , и по-