Page 114 - Руководство_к_умственным_упражнениям_при_преподавании_отечественного_языка_в_трех_курсах_изданное_Егором_Гугелем_инспектором_классов_при_Императорском_Воспитательном_доме_в_Гатчине
P. 114
— 94 —
зач мъ и с к а т ь другаго ? Ц ль гпаковыхъ совер
шенно однозначащихъ словъ могла бы б ы т ь
единственно т а , ч т о б ы изб г а т ь въ р чи по- |
вторенія однихъ и гп хъ же словъ. Но ц ль сія
малозначаща въ сравненіи съ неудобствами, кои
съ нею сопряжены; ибо употребленіе различныхъ
словъ для одного и т о г о же п о н я т і я , произвело
бы въ р чи неопред ленность и неудоборазум -
ніе. Но во всякомъ язык е с т ь слова, сходствую-
щія между собою относительно главнаго поня-
т і я , ими выражаемаго, и при пюмъ заключаю-
щія еще въ себ посторонніе признаки или о т -
пі нки п о н я т і й , кои происходятъ опіъ различ
ныхъ т о ч е к ъ зр иія, съ коихъ первый изобр -
піатель т а к о г о слова с м о т р лъ на предметъ, по-
добнымъ словомъ означаемый. Различныя пючки
зр нія, доводили людей до различныхъ призна-
ковъ сихъ предметовъ, к о т о р ы е они старались
соединить съ т мъ или съ другимъ словомъ,
употребляя оное посл сего только при опред -
ленныхъ обстоятельствахъ. Отсюда произошли
слова, называемыя синонимами или подобнозна-
чущими. Синонимъ е с т ь Греческое слово, сло
женное изъ предлога s-vv (съ) и ovojicc (имя) и по
т о м у собственно з н а ч и т ъ соименное слово.
С лова могупіъ б ы т ь подобнозначащими только
тогда, когда они им ю т ъ одно общее высшее поня-
т і е . Сіе высшее поняпііе можегаъ въ о т н о т е н і и къ
нимъ б ы т ь ближайшимъ высшимъ, и т о г д а гаако-