Page 295 - 000199_000009_003613470
P. 295

С.  В.  ЕШЕВСКІЙ.                 283

    новъ послѣднихъ годовъ    не бы.іъ тѣмъ,  чѣлъ   онъ  долженъ
     былъ быть. Грустное чувство пробуждается невольно,      когда
    подумаешь   о томъ,  что  разныя обстоятельства,   вольныя   п
     невольныя  вины  отнимали у русской мысли и русской науки
     не менѣе дѣятелей, чѣмъ   и  самая смерть.  Бъ   то  время,  р
     которомъ  мы говоримъ, Ивановъ былъ     въ полной славѣ.
        Ешевскій, пріѣхавъ въ Казань и выдержавъсъ честію всту-
     пительный экзаменъ,   отъ  котораго ученики нашей гимназіи
     не были избавлены и въ Казани, сдѣлался студентомъ 1-го курса
     1-го отдѣленія философскаго факультета    и  слушалъ   между

     прочимъ и профессора Иванова, читавшаго всѣмъ курсамъ все-
     общую исторію.   По недостатку времени Ивановъ принялъ та-
     кую  систему: онъ собралъ всѣ   четыре курса въ одну аудито-
     рію  и  читалъ имъ  то пропедевтику исторіи (обозрѣніе  лите-
     ратуры исторической и   вспомогательныхъ наукъ),    то  древ-
     нюю,  то среднюю, то новую исторію. Такимъ образомъ каждый
     студентъвыслушивалъ полный курсъ исторіи, хотя и   не всегда
     въ  систематическомъ порядкѣ. Когда Ешевскій    былъ на пер-
     вомъ курсѣ, Ивановъ   читалъ пропедевтику. Въ предшествую-
     щій разъ  онъ  читалъ пропедевтику блистательно; въ  живыхъ
     очеркахъ  характеризуя тотъ   или другой  родъ  источниковъ,
     ту  или другую  вспомогательную науку,    онъ  приводилъ   въ
     восторгъ слушателей. Студенты    старшихъ курсовъ    переда-
     вали Ешевскому (это   я  слышалъ  отъ  него самого) о той лек-
    ціи,  которую РІвановъ посвятплъ пѣснямъ ^   и которую заклю-
     чилъ  словами Шиллера: «Der bose Mensch kann keine Liecler
     haben». Къ сожалѣнію,   на  этотъ разъ  пропедевтика имѣла
     совсѣмъ другой характеръ. Ивановъ     вздумалъ  прочесть  ка-
     талога историческихъ сочиненій.   Ешевскій   нѣсколько  разъ
     въ  своихъ  письмахъ возвращается  къ  этимъ лекціямъ:  «во-
     образи,  что  въ одной  его лекціи  было  260  собственныхъ
    именъ. Суди   же  какова  память» — ппсалъ онъ мнѣ въ первое


        ') Одпнъ  пзъ слушате.іей  того  курса,  о  которомъ  говорится  здѣсь,
    сообщіпъ ннѣ,  что ѵТекція бы.та  о Гердерѣ.  Прим.  1882  г.
   290   291   292   293   294   295   296   297   298   299   300