Page 158 - 000199_000009_003613470
P. 158

146                    В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.

   касающихся религіозной жизни, въ особенности важенъ одинъ:
    «Бога  всевышняго  подъ  какимъ видомъ   или  именемъ ни ра-
   зумѣли,  сказываютъ-ли  о немъ,   что  есть; а) безъ  начала  и
   конца,  т.  е. нревѣчный,  b) невидимый и умомъ    непостижи-
   мый, с) всюду присутственный, т.    е.  всегда  есть вездѣ,  ко-
   торое  ни  ангеломъ приписатцаможно, d) всемощный, е) вся
   и предбудущее единъ вѣдутцій »  . Вопросъ этотъ напоминаетъ
   извѣстную уже    намъ теорію Татищева о томъ,     что у всѣхъ
   народовъ  языческихъ   живо  сознаніе  объ  одномъ верховпомъ
   божествѣ;  мысль эта, выраженная    имъ  въ «Разговорѣ»,   по-
   буждаетъ его требовать фактическихъ подткержденій.      Съ во-
   просами   о религіи   соединяются   вопросы   о нравственныхъ
   понятіяхъ   народа,  о  его  богослуженіи;  затѣмъ   идутъ  во-
   просы   о бракахъ, погребеніяхъ,   о народныхъ    объясненіяхъ
   силъ  и явленій природы. Отдѣленіе    это  заключается  вопро-
   сами о примѣтахъ    и повѣрьяхъ.
       Вопросы   о  магометанахъ составлены менѣе подробно, но
   касаются существенныхъ пунктовъ:      принадлежитъ-ли народъ
   къ суннитамъ    или шіихамъ   1),  какъ  устроено духовенство,
   велика-ли его власть,   съ  какими обрядами совершаются об-
   рѣзаніе, бракъ, погребеніе, какую  часть наслѣдства получаетъ
   жена, какія письмена, какъ обозначаютъ дифры,      какими чер-
   нилами   пишутъ:   ежели   особаго  состава,  то  прислать для
   испытанія.   Этотъ  чисто практическій   вопросъ чрезвычайно
   характеристиченъ для Татипі,ева.    За вопросами о   магомета-
   нахъ слѣдуетъ нѣсколько общихъ вопросовъ, преимущественно
   касающихся народной      медицины и вообще    тайнъ природы,
   которыя могутъ случайно быть замѣчены      въ той  или другой
   мѣстности. Затѣмъ,    сообщивъ   нѣсколько   правилъ   о  томъ,
   какъ передавать русскими буквами инородческія       слова,  Та-
   тищевъ   въ заключеніе  ставить непремѣннымъ условіемъ опи-
   саніе внѣтняго   вида  и  костюма каждаго племени; при чемъ



       1 ) Татнщевъ  этотъ  воярось  выражаетъ  такъ:  <съ  турками  плп персіа-
   пами  оные  въ вѣрѣ согласіе тшѣютъ».
   153   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163