Page 158 - 000199_000009_003613470
P. 158
146 В. Н. ТАТИЩЕВЪ.
касающихся религіозной жизни, въ особенности важенъ одинъ:
«Бога всевышняго подъ какимъ видомъ или именемъ ни ра-
зумѣли, сказываютъ-ли о немъ, что есть; а) безъ начала и
конца, т. е. нревѣчный, b) невидимый и умомъ непостижи-
мый, с) всюду присутственный, т. е. всегда есть вездѣ, ко-
торое ни ангеломъ приписатцаможно, d) всемощный, е) вся
и предбудущее единъ вѣдутцій » . Вопросъ этотъ напоминаетъ
извѣстную уже намъ теорію Татищева о томъ, что у всѣхъ
народовъ языческихъ живо сознаніе объ одномъ верховпомъ
божествѣ; мысль эта, выраженная имъ въ «Разговорѣ», по-
буждаетъ его требовать фактическихъ подткержденій. Съ во-
просами о религіи соединяются вопросы о нравственныхъ
понятіяхъ народа, о его богослуженіи; затѣмъ идутъ во-
просы о бракахъ, погребеніяхъ, о народныхъ объясненіяхъ
силъ и явленій природы. Отдѣленіе это заключается вопро-
сами о примѣтахъ и повѣрьяхъ.
Вопросы о магометанахъ составлены менѣе подробно, но
касаются существенныхъ пунктовъ: принадлежитъ-ли народъ
къ суннитамъ или шіихамъ 1), какъ устроено духовенство,
велика-ли его власть, съ какими обрядами совершаются об-
рѣзаніе, бракъ, погребеніе, какую часть наслѣдства получаетъ
жена, какія письмена, какъ обозначаютъ дифры, какими чер-
нилами пишутъ: ежели особаго состава, то прислать для
испытанія. Этотъ чисто практическій вопросъ чрезвычайно
характеристиченъ для Татипі,ева. За вопросами о магомета-
нахъ слѣдуетъ нѣсколько общихъ вопросовъ, преимущественно
касающихся народной медицины и вообще тайнъ природы,
которыя могутъ случайно быть замѣчены въ той или другой
мѣстности. Затѣмъ, сообщивъ нѣсколько правилъ о томъ,
какъ передавать русскими буквами инородческія слова, Та-
тищевъ въ заключеніе ставить непремѣннымъ условіемъ опи-
саніе внѣтняго вида и костюма каждаго племени; при чемъ
1 ) Татнщевъ этотъ воярось выражаетъ такъ: <съ турками плп персіа-
пами оные въ вѣрѣ согласіе тшѣютъ».