Page 140 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 140
— 140 —
привыкла â?ðèòü, что къ каждому уроку ñë?äóåòú тща
тельпо приготовляться. «Такъ ли это?^ áîë?ëú во ìí? во
просъ: «и не ðàö³îíàëüí?å ли, не åñòåñòâåíí?å ли создавать
разъясненіе тамъ, въ êëàññ?, на ì?ñò?, создавать разъ
ясненіе тому, что оказалось вопіюще непонятнымъ,
останавливаться только надъ ò?ìú, что не пускаетъ
двигаться впередъ и прислушиваться къ äóø? ученика
не разумомъ, а сердцемъ?! И неужели доля вдохновенія
íåóì?ñòíà тамъ, въ êëàññ?, неуясели все должно быть
разсчитано и ðàçì?ðåíî, какъ на какойнибудь механи
ческой ðàáîò?, ãä? пригнанъ симметрически каждый гвоз
дикъ, и вы, не затрудняясь, îòâ?òèòå, çà÷?ìú онъ зако
лоченъ.
Горькаго въ моемъ ðàçäóìü? было еще вотъ что: это
ñîìè?í³å въ своихъ педагогическихъ способиостяхъ и пріе
махъ. Что же это за учитель, думалось ìí?, который мо
я^етъ хорошо прочесть урокъ тогда только, когда найдетъ
на него вдохыовеиіе свыше—который никсгда не можетъ
поручиться за то, каковъ будетъ его урокъ? Не лучше ли
простонапросто отказаться отъ преподаванія и уступить
ì?ñòî áîë?å способному. Â?äü это не церковь, ãä? необхо
димы ïðîïîâ?äíèêè, нелишенные подчасъ силы вдохнове
нія, не театръ, въ которомъ немыслимъ актеръ безъ вдох
новенія; çä?ñü нужны ä?ëîâûå служители школы, óâ?-
ренные въ томъ, что изъ каждаго ихъ урока ученикъ
вынесетъ пользу. И ìí? вспомнился Силаковъ съ его
образцовымъ урокомъ объяснительиаго чтенія: съ какой
óâ?ðåííîñòûî, съ какимъ спокойствіемъ стоялъ онъ пе
редъ незнакомымъ ему классомъ, какъ ñì?ëî, просто и
ясио повелъ áåñ?äó, какъ толково разъяснилъ каждое
непонятное слово, какъ настойчиво ïðåñë?äîâàëú ö?ëü
уясненія несозиаинаго смысла. Эта óâ?ðåííîñòü настраи
вала какъто бодро и классъ и слушателей...—и я давала
ñåá? слово уступить ему наши будущіе уроки по объясни
тельиому чтеиію, просить его подгонять ïð³?çäû въ Харь
ковъ къ воскресеньямъ, чтобы бывать въ øêîë?.
Ìè? было больно это ð?øåí³å—я такъ много мечтала,
такъ много строила плановъ поповоду этихъ будущихъ уро