Page 140 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 140

— 140 —
   привыкла â?ðèòü, что къ каждому уроку ñë?äóåòú тща­
   тельпо приготовляться. «Такъ ли это?^ áîë?ëú во ìí? во­
   просъ: «и не ðàö³îíàëüí?å ли, не åñòåñòâåíí?å ли создавать
   разъясненіе тамъ, въ êëàññ?, на ì?ñò?, создавать разъ­
   ясненіе  тому,    что   оказалось   вопіюще     непонятнымъ,
   останавливаться только надъ ò?ìú,         что   не пускаетъ
   двигаться впередъ и прислушиваться къ äóø? ученика
   не разумомъ, а сердцемъ?! И неужели доля вдохновенія
   íåóì?ñòíà тамъ, въ êëàññ?, неуясели все должно быть
   разсчитано и ðàçì?ðåíî, какъ на какой­нибудь механи­
   ческой ðàáîò?, ãä? пригнанъ симметрически каждый гвоз­
   дикъ, и вы, не затрудняясь, îòâ?òèòå, çà÷?ìú онъ зако­
   лоченъ.
      Горькаго въ моемъ ðàçäóìü? было еще вотъ что: это
   ñîìè?í³å въ своихъ педагогическихъ способиостяхъ и пріе­
   махъ. Что же это за учитель, думалось ìí?, который мо­
   я^етъ хорошо прочесть урокъ тогда только, когда найдетъ
   на него вдохыовеиіе свыше—который никсгда не можетъ
   поручиться за то, каковъ будетъ его урокъ? Не лучше ли
   просто­напросто отказаться отъ преподаванія и уступить
   ì?ñòî áîë?å способному. Â?äü это не церковь, ãä? необхо­
   димы ïðîïîâ?äíèêè, нелишенные подчасъ силы вдохнове­
   нія, не театръ, въ которомъ немыслимъ актеръ безъ вдох­
   новенія; çä?ñü нужны ä?ëîâûå служители школы, óâ?-
   ренные въ томъ, что изъ каждаго ихъ урока ученикъ
   вынесетъ пользу. И ìí? вспомнился Силаковъ съ его
   образцовымъ урокомъ объяснительиаго чтенія: съ какой
   óâ?ðåííîñòûî, съ какимъ спокойствіемъ стоялъ онъ пе­
   редъ незнакомымъ ему классомъ, какъ ñì?ëî, просто и
   ясио повелъ áåñ?äó, какъ толково разъяснилъ каждое
   непонятное слово, какъ настойчиво ïðåñë?äîâàëú ö?ëü
   уясненія несозиаинаго смысла. Эта óâ?ðåííîñòü настраи­
   вала какъ­то бодро и классъ и слушателей...—и я давала
   ñåá? слово уступить ему наши будущіе уроки по объясни­
   тельиому чтеиію, просить его подгонять ïð³?çäû въ Харь­
   ковъ къ воскресеньямъ, чтобы бывать въ øêîë?.
      Ìè? было больно это ð?øåí³å—я такъ много мечтала,
   такъ много строила плановъ поповоду этихъ будущихъ уро­
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145