Page 64 - Руководство_к_умственным_упражнениям_при_преподавании_отечественного_языка_в_трех_курсах_изданное_Егором_Гугелем_инспектором_классов_при_Императорском_Воспитательном_доме_в_Гатчине
P. 64
— 44 —
Пріобр гаенное нами какое - либо предсшав-
деніе, было либо познаніе наглядное, либо поня-
т і е . Ыаглядныя познанія, какъ должно бы пола
г а т ь по значенію выражеиія сего, мотемъ мы
пріобр сгаь гполько посредсгавомъ зр нія, но въ
значеніи бол е обширнОмъ, пріобр піаемъ гаако-
выя и посредсгавомъ прочихъ чувсгавъ нагаихъ.
Какимъ образомъ понятіе составляется изъ
пріобр піеннаго какого-либо предсгаавленія, все
го легче уразум шь можно въ предметахъ, под-
лежащихъ чувспіву зр нія.
Пололгимъ (*), ч т о предъ нами находится
н сколько столовъ, изъ которыхъ одинъ мо;кетъ
б ы т ь четыреугольный, другой круглый, т р е т і й
треугольный. У перваго изъ сихъ столовъ пря-
мыя но/кки, у вгаораго он съ изгибомъ; одинъ
изъ нихъ сд ланъ просто, въ другомъ зам шно
бол е о т д лки, но мен е прочноспш.
Почему сіи въ н которыхъ часгаяхъ между
собою различные предметы понимаются подъ
однимъ именемъ? Им ю т ъ ли они какіе-либо об-
щіе признаки? (см. десятое упраженіе въ 1-мъ
курс ).
(*) Всего лучше прсдсшавить ученику несколько д йсіпвпшель-
пыхъ предметовъ одного рода, и пріучая его соединять признаки
сущссгавешіые и выключать случайные, показать ему, какимъ об
разомъ составляется въ ум пашемъ понятіе о какомъ-либо пред
мет*. Онъ уб дится тогда, ч т о каждое понятіе есть отвлегстюе
представлсніс, ш. е. ч т о мы при составлепіи онаго удерлсиваемъ
одно и удаляемъ другое.