Page 59 - 000199_000009_003613470
P. 59
В. И. ТАТИЩЕВЪ. 47
быть какъ при генералъ-лейтенантѣ; ему дозволено было при
угощеніи знатныхъ калмыковъ брать музыку изъ полковъ, на-
питки изъ кабаковъ, и припасы покупать па казенныя день-
ги; дозволено было также лекарства въ случаѣ нужды брать
изъ Астраханской аптеки; а для впушенія къ себѣ уваженія
взять изъ Саратова берлинъ (карету), который остался отъ
нерсидскихъ пословъ. Такъ со всѣхъ сторонъ старался огра-
дить себя Татищевъ: отъ столкновеній съ подчиненными, отъ
столкновеній съ военными начальниками и отъ возможныхъ
обвиненій въ присвоеніи казенныхъ вещей.
По пріѣздѣ въ Царицынъ, Татищеву предстояло трудное
дѣло: поладить съ калмыками и сколько нибудь обезопасить
отъ нихъ русскіе предѣлы. Калмыки, съ которыми русскіе
встрѣтились въ Сибири при завоеваніи края, около 1640 г.
перекочевали за Уралъ и появились на Волгѣ. Предложенія
съ ихъ стороны подданства начались еше съ начала XVII в.
Само собою разумѣется, что подданство кочевыхъ народовъ
никогда не можетъ быть прочнымъ: «кочевые подданство
считаютъ— говорить знаменитый китаистъ отецъ Іакипфъ ^ —
нѣкоторымъ торгомъ совѣсти, въ которомъ предполагают
выиграть по крайней мѣрѣ 40/о на одинъ; и когда находятъ
благопріятный къ сему случай, то еще сонерничаютъ въ го-
товности изъявлять подданическое усердіе. Но если бываютъ
обмануты въ надеждѣ, то ухищряются мстить набѣгами, хищ-
ничествомъ и убійствомъ. И такъ клятву и вѣрность они счи-
таютъ средствомъ къ выигрышу, а клятвонарушеніе — пустыми
словами. Таково общее качество всѣхъ кочевыхъ народовъ. Еще
стоитъ замѣтить, что кочевые, вступая въ подданство какой-
либо державы, во первыхъ шцутъ свободы отъ ясака, вмѣсто
котораго предлагаютъ свою готовность служить въ войнѣ про-
тивъ непріятелей. Первое служитъ имъ для обезпеченія своей
безпечной жизни; а второе для удовлетворенія наклонно-
1 ) «Исторпч. обозр. Озіратовъ», 31.