Page 59 - 000199_000009_003613470
P. 59

В.  И.  ТАТИЩЕВЪ.                   47

   быть  какъ при генералъ-лейтенантѣ;    ему дозволено было при
   угощеніи   знатныхъ калмыковъ брать музыку изъ полковъ,     на-
   питки изъ кабаковъ,   и припасы покупать     па  казенныя день-
   ги;  дозволено было  также лекарства въ случаѣ    нужды брать
    изъ Астраханской аптеки; а для впушенія     къ себѣ уваженія
   взять  изъ Саратова берлинъ (карету), который      остался  отъ
   нерсидскихъ пословъ.    Такъ  со всѣхъ  сторонъ старался огра-
   дить себя Татищевъ:    отъ столкновеній  съ подчиненными, отъ
   столкновеній  съ  военными   начальниками и   отъ  возможныхъ
   обвиненій  въ присвоеніи   казенныхъ вещей.
       По пріѣздѣ   въ Царицынъ, Татищеву предстояло трудное
   дѣло:  поладить  съ  калмыками  и  сколько  нибудь  обезопасить
   отъ  нихъ русскіе предѣлы.    Калмыки,   съ  которыми русскіе
   встрѣтились  въ Сибири при завоеваніи     края,  около  1640  г.
   перекочевали за Уралъ    и  появились  на Волгѣ. Предложенія
   съ  ихъ стороны подданства начались еше съ начала XVII в.
   Само собою разумѣется,     что подданство  кочевыхъ   народовъ

   никогда   не  можетъ   быть  прочнымъ:   «кочевые   подданство
   считаютъ— говорить знаменитый китаистъ отецъ Іакипфъ ^ —
   нѣкоторымъ    торгомъ совѣсти,    въ  которомъ  предполагают
   выиграть  по крайней мѣрѣ    40/о  на одинъ;  и  когда находятъ
   благопріятный   къ сему случай,   то еще сонерничаютъ въ    го-
   товности изъявлять   подданическое усердіе.  Но  если бываютъ
   обмануты въ надеждѣ, то ухищряются     мстить набѣгами,   хищ-
   ничествомъ и убійствомъ. И     такъ клятву и вѣрность они счи-
   таютъ средствомъ къ выигрышу,     а клятвонарушеніе  — пустыми
   словами. Таково общее качество всѣхъ кочевыхъ народовъ. Еще
    стоитъ замѣтить,  что кочевые, вступая  въ подданство какой-
    либо державы,  во первыхъ шцутъ свободы отъ ясака, вмѣсто
    котораго предлагаютъ свою готовность служить въ войнѣ    про-
    тивъ непріятелей. Первое служитъ имъ для обезпеченія своей
   безпечной   жизни;   а  второе  для удовлетворенія   наклонно-




       1 ) «Исторпч.  обозр.  Озіратовъ»,  31.
   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64