Page 16 - 000199_000009_003613470
P. 16
4 В. Н. ТАТИЩЕВЪ.
но вмѣстѣ съ тѣмъ и толковая. Рукъ не хватало. Пришлось
тѣмъ, кто даровитѣе, (5рать на себя много дѣлъ и при томъ
учиться дѣлу нри самомъ дѣлѣ, а не готовиться къ нему
долгими годами: случалось нерѣдко, что самое дѣло пред-
ставлялось неожиданно, когда уже начато было другое, ибо
оказывалось, что это другое не можетъ быть сдѣлано безъ
лерваго; приходилось переходить къ другому дѣлу, вновь
учиться и зорко оглядываться по сторонамъ, не усложнится
ли и это какимъ-нибудь вновь открывшимся обстоятельствомъ.
Такъ жили и действовали «птенцы гнѣзда Петрова». Имъ
почти все приходилось начинать сначала; приходилось іт
изучать повыя для Россіи науки и при свѣтѣ этихъ наукъ
изучать и самую русскую землю, которая до тѣхъ поръ еще
не была предметомъ изученія, а только знакома была по не-
посредственному практическому наблюденію: знали то, что
было на поверхности и часто отъ незнакомства съ наукою
пропускали безъ вниманія то, что могло оказаться драгоцѣн-
нымъ. Трудную школу проходили дѣятели Петровской эпохи,
но выносили они изъ этой школы упорство въ трудѣ и умѣ-
ніе всѣмъ пользоваться и, быстро соображая, примѣнять все
пріобрѣтенное къ окружающей ихъ дѣйствительности. Въ ря-
дахъ учениковъ этой Петровской школы одно изъ видныхъ
мѣстъ занимаетъ Татищевъ. Приглядываясь къ подробностямъ
жизни этого богато-одареннаго отъ природы человѣка, мы
увидимъ, что обстоятельства его жизни были обширною шко-
лою, способствовавшею ему и въ томъ, что онъ собралъ столько
свѣдѣній, и въ томъ, что онъ поставилъ такую широкую
основу для своего труда Честь ему, что онъ съумѣлъ не за-
рыть свой талантъ въ землю и сторицею принести пользу
своей родной странѣ, не смотря даже на то, что не разъ
неблагопріятныя условія мѣшали ему осуществить все, что
онъ хотѣлъ бы осуществить, не смотря даже на то, что лю-
бимый трудъ его жизни, его «Русская исторія», не могъ
появиться при его жизни и достигъ до насъ едва-ли въ пол-
£ош> Л- тт- г-слтг многое тгг, ; обстоятельствахъ жизни мѣ-