Page 20 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 20
———— 20202020 ————
всегда сіяя своимъ толстымъ лицомъ, когда ð?÷ü заходитъ
на эту тему,—я не только сама читаю, а выучила за про
шлую зиму ä?âî÷êó-ñèðîòêó, что привезли къ намъ изъ де
ревни, и мальчика съ Муравьевскаго двора. Вижу, á?ãàåòú
по óëèö?, ничего не ä?ëàåòú. Я къ нему: «Хочешь учиться?»—
«Хочу!»—«Приходи часамъ къ 10, когда я съ поваромъ съ
базара возвращаюсь». Сталъ ходить—и выучился».
2 декабря 1871 года.
Сегодня въ моей ãðóïï? появилась новая взрослая уче
ница, ë?òú 20. Не желая озадачить ее съ первой минуты
экзаменомъ или докучливыми и неестественными разспро
сами о ея ñåìü?, настоящемъ и прошломъ, что рекомен
дуютъ даже лучшіе педагоги и что, по моимъ наблюде
ніямъ, конфузитъ и является ÷?ìú-òî навязаннымъ не
только со взрослымъ ÷åëîâ?êîìú, но и съ ребенкомъ, я
просила ее садиться съ другими, ограничившись ñâ?ä?-
ніями, что она «óì?åòú читать и писать, но не очень хо
рошо», и старалась не обращать на нее вниманія, пока она
оправится отъ конфуза.
И въ самомъ ä?ë?, вообразите ñåá? ученика или уче
ницу, взрослую или ìàëîë?òíþþ, въ особенности же взрос
лую, которая приходитъ въ школу учиться, и вдругъ ее,
ни съ того ни съ сего, начинаютъ тормошить вопросами
объ ея семейной жизни, объ ея îòö?, матери и сестрахъ,
до которыхъ никому í?òú ä?ëà. Она ждала книги, букваря,
чего хотите, только не сентиментальныхъ разговоровъ; и
это ошеломитъ ее гораздо больше, ÷?ìú букварь, который
принято бояться въ первый урокъ.дать въ руки ó÷åíèö?.
Другое ä?ëî, если черезъ í?ñêîëüêî уроковъ, когда, зани
маясь ä?ëîìú, ученица . исподволь привыкнетъ и къ ва
шему голосу, и къ вашему лицу, и къ вашему способу
выражаться, когда она почувствуетъ въ васъ ÷åëîâ?êà,
готоваго помочь ей,—другое ä?ëî тогда заговорить съ нею
по äóø?, сблизиться съ нею. Тогда она не испугается
васъ, ей не покажется это нескромнымъ и íåóì?ñòíûìú
вопросомъ... Хорошо, что ни одинъ педагогъ не прочтетъ,