Page 156 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 156

— 156 —
   Ñêîð?å иыя этому стиыулу—любовь, преданность къ ä?ëó—
   право, это болыпе подходитъ»...
      Въ этомъ грустномъ ðàçäóìü? я ñ?ëà на извозчика, и
   онъ повезъ меня прямо, прямо. Онъ не спрашивалъ меня,
   куда ?õàòü, a я ниэего не говорила. Лошади попались
   быстрыя и мчали, точно несли. На одиомъ изъ поворотовъ
   я óâèä?ëà муяетка, онъ снялъ шапку, не то прося мило­
   стыню, не то крестясь на церковь; лучи солнца падали на
   его курчавую голову. Онъ держалъ за руку ребенка ë?òú
   ■2­хъ—3­хъ. Мы промчались быстро, безъ ­ оглядки, но во­
   ображеніе мое моментально откликнулось на эту картину:
   «Вотъ онъ, этотъ мужикъ,—говорило оно ìí?,—тотъ самый
   мужикъ, что ñð³ä?ëú на ïåïåëèù?—â?äü это онъ, â?äü вы
   узнали его по ребенку!» И картина пожара и пепелища
   представилась ìí? съ такоіо поразительною ясностыо, точно
   я âèä?ëà ее воочію, вь жизни. Çàò?ìú въ ãîëîâ? группи­
   ровались съ необычайной ïîñë?äîâàòåëüíîñòûî âñ? вопросы,
   затронутые стихотвореньемъ, и вся могучая сила таланта
   поэта; ìí? казалось, что до сихъ поръ я никогда не вду­
   мывалась какъ ñë?äóåòú и что читать поэтическіе шедевры
   такъ, какъ я ихъ читала, съ однимъ чутьемъ—это профа­
   нація. Я точно ïðîçð?ëà легкость, съ котороіо я скользила
   умомъ по глубокимъ мыслямъ, ìí? стало стыдно за эту
   легкость, за свои дешевыя слезы подъ диктовку âïå÷àòë?-
   нія; ìí? казалось, что только въ эту минуту я научилась
   страдать сознательно надъ á?äñòâ³ÿìè народа, и на придачу
   ко'всему ìí? вспомнились слова умноголовой ученицы:
   «Ìí? кажется, что я въ первый разъ поняла сегодня, что
   значитъ читать âïîëí? сознательно».
      Çàò?ìú я стала вспоминать своего судыо, давшаго ìí?
   эти минуты. Çà÷?ìú онъ сказалъ ìí? это больное слово
   и какимъ тономъ сказалъ? Я вспомнила и.тонъ, и голосъ,
   и лицо до мельчайшихъ подробностей. Тонъ этотъ не былъ
   ни торжествующій, ни обидный, въ немъ, напротивъ, зву­
   чали ноты волненія за удачу и радость надежды. Впдимо,
   вопросъ, удастся ли урокъ, волновалъ его если не áîë?å,
   то не ìåí?å, ÷?ìú меня,' такъ какъ это было настолыю же
   его твореніе, какъ и мое.
   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161