Page 66 - Книга_для_первоначальнаго_чтения_в_народных_школах_Текст__составил_В_Водовозов_Ч_1
P. 66
жизнь на сѣперныхъ болотах®. Да им® бы и не прожить, ссли- лит®, а случится б ѣ д а т о иной раз® сѣчетъ и бросает®. Миопе.
бы в® гЬхъ мѣстахъ ne водились олени. За стадами оленей ко- принимают® христіанскую вѣру, да мало понимают'® ся ученіе:
чуют® оии с® мѣста а мѣсто, останавливаясь тамъ, д! есть самоѣд® при случа! готов® креститься за фунта табаку или по-
г
г
довольно моху на корм® этим® животным®, и тоже ухитрились, луштоф® водки. Большую власть у них® имѣют® кудесники, ча-
кап® в® своем® кочевом® быту удобиѣе устроиться. Живут® оии род!и, что обманывают® и себя, ипародъ: од!иется въ платье,
въ чумахъ, въ круглых®, к® верху острых®, шалашах®: круж- разубранное лоскутьями изъ красных® сукоп®, бьет® въ бара-
ком® натыкают® в® землю жердей, верхушки их® сведут® nail- бан®, кривляется, вертится до пѣіш у рта н такъ сам® себя
e r ! и свяжут® ремысм®, обложат® шссты лѣтом® берестою, а одуряет®, что падает® без® чувства.; тута то и находит® на
зимой оленьими шкурами,—и чум® готов®. Зимой его для кре- него такая святость, что он® начинает® все предсказывать, —
пости заваливают® спѣгомъ, особенно сь сѣверной стороны; городит® всякую безлѣпицу. Женщина у самоѣда, какъ и у вся-
вход® Д'Ьлагот® всегда подъ вѣтромъ. Влѣзсшь въ такой чум®, каго дикаго народа, в® загон!, работает® паравнѣ со скотом®,
тебя обдаст® ѣдкимъ дымомъ: посредшіѣ горит® огонь, а над® считается нечистой: саыо!д® покупает® себѣ невѣсту у ея отца;
ним® котелок®, гдѣ самоѣдъ варит® свою ояеішпу; дым® густо сват® на разубранных® оленях® объ'Ьзжаетъ три раза вокруг®
стелется над® головой и уходит® в® отверетіе, оставленное на чума жениха н невѣсты, всѣ неі>епьютс)і замертво,—вотъ и свадь-
верху. Кругом® сидят®: хозяин®, хозяйка, дѣти. Хозяин® мол- ба. Когда хозяин® чума убивает® оленя, то самые лакомые куски
ча курит® трубку, или рѣжетт. ломтями и ѣстъ сырую мерзлую ѣст® с® гостями, запивая их® теплою кровью, а жен! остав-
рыбу; хозяйка вѣчно въ работ!: она шьет® из® оленьих® ляет® лишь объѣдки. Когда кто умирает®, с® покойником® кла-
гакур® платье, похожее на мѣтокъ. Тут® рядом® с® голы- дут® въ могилу сани, копье, очагъ, топор®, и проч. Самоѣды
ми, грязными ребятишками, лежат® и собаки. Кругом® нечи- думают®, что и поел! смерти человѣку пригодятся вс! эти сна-
стота, смрадъ; пахнет® тухлой рыбой, прогорьклымъ жиром®" ряды. Почти также, с® небольшими отдичіями, живут® на сѣ-
и копотью. Но только в® подобных® чумах® и можно жить ко- вер! и днкіе народы Сибири.
чующему само!ду. Вотъ, мох® вокруг® чумов® съѣден®, время
искать для оленей другаго пастбища; само!д® криком® разсы- Само!ды, остяки и другіе народцы Сибири добывают® шкуры
о
лаегь своих® собак®, и н!, с® лаем® б!гая кругом®, сгоняют® диких® зв'Ьрсй, рыбу, и передают®, что наловят®, купцам® и
къ чуму весь скот®; на оленей накидывают® аркан® и припря- промышленникам®, пріѣзжающіш® в® их® землю, a взамѣиъ
гают® их® къ саням®. Между т!м® в® какіе нибудь полчаса получают® отъ них® хлѣбъ, ножи, посуду и все нужное для хо-
женщины уже разобрали весь чум®: шесты, оленьи шкуры, вея зяйства. Торта тута бывает® часто очепь пс честный: купцы
посуда и рухлядь сложены на сани, и семья пускается в® тун- обманывают® простяков®, берут® с® них® втрое, даже вчетверо
дру, не разбирая дороги. Под® холодом®, подъ сиѣжиыми вью- дороже, да еще пріучают® их® нить водку: за табак® н водку
гами, само!д® н нравом® такой же пенривѣтливый, унылый, дикарь готов® отдать все на в!тѣ . Бота, невѣжсство и дурно
с
б
б
какъ природа. Вѣригг, он® разпымъ страшным® духам® и въ т!мъ, что чслонѣкт. не только не умѣет® помочь се ! в® ѣ д!,
б ! д ! зовет® их® на помощь; возит® с® собой деревянных® бож- но и 'пс знает®, как® уберечься от® хитраго обмана. В® Евро-
ков®, которым® покланяется: коли удача, то кормит® их® са- пейской Россім, к® югу отъ самоѣдов®, на рѣкѣ Печорѣ, ко-
лом®, олешшой, будто суя пищу в® рот®, наряжает® их® и хо- торая, вытекая из® Уральских® гор®, впадает® въ Ледовитый