Page 66 - Книга_для_первоначальнаго_чтения_в_народных_школах_Текст__составил_В_Водовозов_Ч_1
P. 66

жизнь  на  сѣперныхъ  болотах®.  Да  им® бы  и  не  прожить,  ссли-  лит®,  а случится  б ѣ д а т о  иной раз® сѣчетъ  и бросает®.  Миопе.
          бы  в®  гЬхъ  мѣстахъ  ne  водились  олени.  За  стадами  оленей  ко-  принимают®  христіанскую  вѣру,  да  мало  понимают'® ся  ученіе:
          чуют®  оии  с®  мѣста а  мѣсто,  останавливаясь  тамъ, д!  есть  самоѣд®  при  случа!  готов®  креститься  за  фунта  табаку  или  по-
                                                  г
                         г
          довольно  моху  на  корм®  этим®  животным®,  и тоже  ухитрились,  луштоф®  водки.  Большую  власть  у них®  имѣют®  кудесники,  ча-
          кап®  в®  своем®  кочевом®  быту  удобиѣе  устроиться.  Живут®  оии  род!и,  что  обманывают®  и  себя,  ипародъ:  од!иется  въ  платье,
          въ  чумахъ, въ  круглых®,  к®  верху  острых®,  шалашах®:  круж-  разубранное  лоскутьями  изъ  красных®  сукоп®,  бьет®  въ  бара-
          ком®  натыкают®  в®  землю  жердей,  верхушки  их®  сведут®  nail-  бан®,  кривляется,  вертится  до  пѣіш  у  рта  н  такъ  сам®  себя
          e r !  и  свяжут®  ремысм®,  обложат®  шссты  лѣтом®  берестою,  а  одуряет®,  что  падает®  без®  чувства.;  тута  то  и  находит®  на
          зимой  оленьими  шкурами,—и  чум®  готов®.  Зимой  его  для  кре-  него  такая  святость,  что  он®  начинает®  все  предсказывать,  —
         пости  заваливают®  спѣгомъ,  особенно  сь  сѣверной  стороны;  городит®  всякую  безлѣпицу.  Женщина  у  самоѣда,  какъ  и у  вся-
         вход®  Д'Ьлагот®  всегда  подъ  вѣтромъ.  Влѣзсшь  въ  такой  чум®,  каго  дикаго  народа,  в®  загон!,  работает®  паравнѣ  со  скотом®,
         тебя  обдаст®  ѣдкимъ  дымомъ:  посредшіѣ  горит®  огонь,  а  над®  считается  нечистой:  саыо!д®  покупает®  себѣ  невѣсту  у ея  отца;
         ним®  котелок®,  гдѣ  самоѣдъ  варит®  свою  ояеішпу;  дым®  густо  сват®  на  разубранных®  оленях®  объ'Ьзжаетъ  три  раза  вокруг®
         стелется  над®  головой  и  уходит®  в®  отверетіе,  оставленное  на  чума жениха  н невѣсты,  всѣ  неі>епьютс)і  замертво,—вотъ  и свадь-
         верху.  Кругом®  сидят®:  хозяин®,  хозяйка,  дѣти.  Хозяин®  мол-  ба.  Когда  хозяин®  чума  убивает®  оленя,  то самые  лакомые  куски
         ча  курит®  трубку,  или рѣжетт.  ломтями  и  ѣстъ  сырую  мерзлую  ѣст®  с®  гостями,  запивая  их®  теплою  кровью,  а  жен!  остав-
         рыбу;  хозяйка  вѣчно  въ  работ!:  она  шьет®  из®  оленьих®  ляет®  лишь  объѣдки.  Когда  кто  умирает®,  с® покойником®  кла-
         гакур®  платье,  похожее  на  мѣтокъ.  Тут®  рядом®  с®  голы-  дут®  въ  могилу  сани,  копье,  очагъ,  топор®,  и  проч.  Самоѣды
         ми,  грязными  ребятишками,  лежат®  и  собаки.  Кругом®  нечи-  думают®,  что  и  поел!  смерти  человѣку  пригодятся  вс!  эти  сна-
         стота,  смрадъ;  пахнет®  тухлой  рыбой,  прогорьклымъ  жиром®"  ряды.  Почти  также,  с®  небольшими  отдичіями,  живут®  на  сѣ-
         и  копотью.  Но  только  в®  подобных®  чумах®  и  можно  жить  ко-  вер!  и  днкіе  народы  Сибири.
         чующему  само!ду.  Вотъ,  мох®  вокруг®  чумов®  съѣден®,  время
         искать  для  оленей  другаго  пастбища;  само!д®  криком®  разсы-  Само!ды,  остяки  и другіе  народцы  Сибири  добывают®  шкуры
                           о
         лаегь  своих®  собак®,  и н!,  с® лаем® б!гая  кругом®,  сгоняют®  диких®  зв'Ьрсй,  рыбу,  и  передают®,  что  наловят®,  купцам®  и
         къ  чуму  весь  скот®;  на  оленей  накидывают®  аркан®  и  припря-  промышленникам®,  пріѣзжающіш®  в®  их®  землю,  a  взамѣиъ
         гают®  их®  къ  саням®.  Между  т!м®  в®  какіе  нибудь  полчаса  получают®  отъ  них®  хлѣбъ,  ножи,  посуду  и  все  нужное  для  хо-
         женщины  уже  разобрали  весь  чум®:  шесты,  оленьи  шкуры,  вея  зяйства.  Торта  тута  бывает®  часто  очепь  пс  честный:  купцы
         посуда  и  рухлядь  сложены  на  сани,  и  семья  пускается  в®  тун-  обманывают®  простяков®,  берут®  с® них®  втрое,  даже  вчетверо
         дру,  не  разбирая  дороги.  Под®  холодом®,  подъ  сиѣжиыми  вью-  дороже,  да  еще  пріучают®  их®  нить  водку:  за  табак®  н  водку
         гами,  само!д®  н  нравом®  такой  же  пенривѣтливый,  унылый,  дикарь  готов®  отдать  все  на в!тѣ .  Бота,  невѣжсство  и  дурно
                                                                                        с
                                                                                                             б
                                                                                                        б
         какъ  природа.  Вѣригг,  он®  разпымъ  страшным®  духам®  и  въ  т!мъ,  что  чслонѣкт.  не  только  не  умѣет®  помочь  се !  в® ѣ д!,
         б ! д !  зовет®  их®  на  помощь;  возит®  с® собой  деревянных®  бож-  но  и 'пс  знает®,  как®  уберечься  от®  хитраго  обмана.  В®  Евро-
         ков®,  которым®  покланяется:  коли  удача,  то  кормит®  их®  са-  пейской  Россім,  к®  югу  отъ  самоѣдов®,  на  рѣкѣ  Печорѣ,  ко-
         лом®,  олешшой,  будто  суя  пищу  в®  рот®,  наряжает®  их®  и  хо-  торая,  вытекая  из®  Уральских®  гор®,  впадает®  въ  Ледовитый
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71