Page 162 - Руководство_к_умственным_упражнениям_при_преподавании_отечественного_языка_в_трех_курсах_изданное_Егором_Гугелем_инспектором_классов_при_Императорском_Воспитательном_доме_в_Гатчине
P. 162
— 1^2 —
гаешся аподиктигескожу и проблежатиъесігомуі шо
называется ассерториъеспимъ (*).
П р и м р ы :
Трудолюбіе д л а е т ъ богатымъ — е с т ь ка
тегорическое сужденіе ^ но, будучи выражено т а -
кимъ образомъ, суліденіе сіе не есіпь совершенно
в рное; ибо е с т ь люди трудолюбивые, но вм -
с т съ симъ и расточиніельные. Когда же мы
превратимъ суліденіе сіе въ условное, и скажемъ:
если трудолюбіе сопрялгено съ береліливостію,
піб д л а е т ъ богатымъ —- т о г д а сужденіе сіе бу-
депіъ в рио.
Подобнымъ образомъ: »музыка увеселяетъ
насъсс — е с т ь сужденіе категорическое \ но ко
нечно н и к т о не согласится сказать сего о пло
хой музык . Когда же скажемъ: »если музыка хо
роша, т о она увеселяетъ насъ«, т о г д а всякій
найдетъ сіе справедливымъ.
Сужденіе: «обязанности людей должны б ы т ь
разд ляемы на обязанности къ Богу , къ самому
себ и къ ближнимъсс, — е с т ь аподиктическое,
но бывъ выраліено таі^ъ , оно ложно ; ибо
е с т ь еще другія разд ленія о т ч а с т и бол е в р-
ныя. Если же мы выразимъ сіе сул?деніе ассер-
(*) З н а т о к и гДогики могутъ , судя по различпьшъ потребио-
стямъ и иредварительиымъ знаіііямъ учениковъ своихъ,, сообщать
имъ бол с подробиое разд лепіе науіяі^ ц ль же предлежащей книги
не позволяешь памъ входить въ большую подробность.