Page 337 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 337

— 333 —
   и радушно онъ заговорилъ со мною о êíèã? «Что читать
   народу».
      — Вы полагаете, что вы составили книгу для учителей,—
   говорилъ онъ ìí?,—но если бы вы знали, какое огромное
   значеніе èì?åòú она для насъ, писателей! Ìí? никогда не
   приходило въ голову ïðîâ?ðèòü, что говоритъ обо ìí?
   народъ, и я съ трепетомъ ïðîá?æàëú страницы, отведен­
   ныя для наблюденій надъ моимъ разсказомъ. Читая ихъ,
   я âèä?ëú воочію душу этихъ загадочныхъ для насъ людей,
   и она представляла для меня гораздо большій интересъ,
   ÷?ìú знакомая ìí? душа интеллигентнаго ÷åëîâ?êà.
      Инспекторъ народныхъ училищъ Шпановскій, чрезвы­
   чайно добродушный ÷åëîâ?êú, ñèä?ëú у меня въ ñàëîí?
   ежедневно во все время пребыванія своего на âûñòàâê?.
   Онъ привезъ въ Парижъ небольшой ïçîáð?òåííûé имъ
   пнструментъ (родъ фисгармоніи) для обученія въ народ­
   ныхъ школахъ, стоящій всего 12 рублей. Учитель, не обла­
   дающій голосомъ и не óì?þù³é играть на ñêðèïê?, легко
   можетъ обучать ä?òåé ï?í³þ при помощи подобнаго инстру­
   мента.
      Я съ болыпимъ сочувствіемъ отнеслась къ этому до­
   бродушному Шпановскому, такъ какъ его тревожное ожи­
   даніе жюри совершенно напоминало ìí? мое недавнее
   прошлое; и вотъ, когда въ одно прекрасное утро жюри во
   всемъ своемъ ñîñòàâ? явилось для ðàçñìîòð?í³ÿ этого
   инструмента, Шпановскаго, какъ нарочно, не было на вы­
   ñòàâê?, и эти почтенные господа должны были разсматрн­
   вать его èçîáð?òåí³å âïîëí? самостоятельыо.
      Я õîò?ëà подойти къ нимъ, чтобы выручить ñîñ?äà,
   ко, не зная музыкальныхъ терминовъ по­французски, ли­
   шена была этой возможности. Ò?ìú не ìåí?å, члены жюри
   съ болыпимъ вниманіемъ ðàçñìîòð?ëè инструментъ со
   âñ?õú сторонъ, прочитали короткое объясненіе, находив­
   шееся при немъ, и çàò?ìú, подойдя ко ìí?, сказали
   учтиво:
      — Считая васъ âïîëí? компетентнымъ лицомъ въ ð?-
   щеніи школьныхъ вопросовъ, мы позволяемъ ñåá? обра­
   титься къ вамъ и спросить, ïðèì?íÿëñÿ ли этотъ инстру­
   332   333   334   335   336   337   338   339   340   341   342