Page 199 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 199

— 199 —
   •остался Прокуня — самъ и печку затопитъ, и кушать сго­
   товитъ, самъ и коровку сдоитъ, и ä?òåé накормитъ!
      При этомъ ðàçñêàç? рыданія Прокуни настолько усили­
   лись, что, не желая ä?ëàòü изъ иего çð?ëèùå, я отвела
   ■его въ комнату, поила водою и óò?øàëà, какъ могла. А въ
   воображеніи моемъ рисовалась такая картина: сидитъ Про­
   куня въ øêîë?; учитель пишетъ на äîñê? какіе­то значки,
   мальчики повторяютъ за нимъ какія­то слова, а передъ гла­
   заыи Прокуни родная хата, больная — умирающая мать.
   Вдругъ придетъ безъ него пьяный отецъ и станетъ бить
   ■ее?! Когда она была здорова, она óá?ãàëà къ ñîñ?äÿìú,
   пряталась въ бурьяиы на îãîðîä?, защищалась кочергой,
   .а теперь... И í?òó дома и его, Прокуни, — одни маленькія
   ä?òè! Онъ сталъ бы плакать, кричать, звать ñîñ?äåé...
      Прокуня сидитъ съ ïîìóòí?âøèìú взглядомъ, а учи­
   тель говоритъ строго:
      — Прокуня! âñ? слышали и поняли êðîì? тебя! — и
   думаетъ: «Какой невнимательный и ðàçñ?ÿííûé!
      Прокуня силится отогнать свой кошмаръ, конфузится
   ■своей ðàçñ?ÿííîñòè, страдаетъ мыслью, что âñ? поняли
   êðîì? него. 0, теперь онъ все çàì?òèòú, все пойметъ! Онъ
   ä?ëàåòú сверхъестественныя усилія, онъ îâëàä?ëú собою,
   онъ слушаетъ, онъ понимаетъ; но въ это время очередь за
   другими, другіе îòâ?÷àþòú, а, ìåæäóò?ìú, кошмаръ онять
   лодкрадывается къ Ïðîêóí?, растетъ, растетъ, и новый во­
   просъ учителя опять застаетъ его врасплохъ.
      Богъ знаетъ, быть­можетъ, именно во время такого раз­
   думья пьяный отецъ убилъ больную мать, и, придя домой,
   Прокуня засталъ ее мертвою. Тутъ онъ, конечно, зарыдалъ,
   какъ рыдаетъ теперь, и, быть­можетъ, проклялъ школу, а,
   можетъ­быть, вспомнилъ, что эта безобразная для насъ и
   самая дорогая въ ì³ð? для него мученица­женіцина гово­
   ршіа ему, выпроваживая его въ школу и îñ?íÿÿ крестнымъ
   знаменіемъ: «Учись, Прокуня, ученье—ñâ?òú!» (Теперь это
   говорятъ уже почти âñ? мужики); и помня это материн­
  ■ское çàâ?ùàí³å онъ и пошелъ бы въ школу, да надо выто­
   пить печку, наварить істи, накормить ä?òåé, подоить ко­
   ровку.
   194   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204