Page 110 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 110

— 110 —
       — Пророкъ, а ничего не пророчитъ... — повторилъ онъ
   слова нашей ученицы Титаревой.
      — Ио â?äü я самъ, лично буду редактировать эти
   изданія, такъ какъ знаю немножко народъ. Я весь теперь
   въ этомъ ä?ë?, какъ вы въ своемъ óêàçàòåë?. Относительно
   же профессоровъ я слышалъ мысль, пожалуй, í?ñêîëüêî
   сходную съ вашей отъ одного изъ äàðîâèò?éøèõú нзъ
   нихъ. Онъ говорилъ: «He слишкомъ íàä?éòåñü на насъ,
   Левъ Николаевичъ. Между нами весьма мало истинцо та­
   лантливыхъ людей. Къ тому же мы не знаемъ народа. A
   для того, чтобы писать для него, необходимы оба эти усло­
   вія. Одинъ изъ писателей говорилъ какъ­то, что теперь^
   когда онъ чувствуетъ себя негоднымъ сочинять для боль­
   шихъ, онъ попробуетъ писать для ä?òåé. Подобные лиди
   не понимаютъ, что намъ писать для ä?òåé и народа не­
   сравненно òðóäí?å, ÷?ìú писать для интеллигенціи, частичку
   которой мы представляемъ сами собою. Хоть бы они почи­
   тали вашу книгу, ваши отзывы...»
      — А знаете, Левъ Николаевичъ,—сказала я,—иные на­
   ходятъ эти ученическіе отзывы ä?ëàííûìè и думаютъ, что
   я сама ихъ сочинила.
      — Если бы мы могли съ вами такъ сочинять, мы были
   бы геніями,—возразилъ онъ,—тогда наши сочиненія такъ же
   ñë?äîâàëî бы популяризировать для народа. Í?òú, такъ
   сочинить невозможно. А скажите, кстати, кто первый изъ
   васъ èçîáð?ëú эти отзывы?
      Нришлось сознаться, что я, но почему­то ìí? ñä?ëàëîñü
   ужасно неловко, и я ïîñï?øèëà возвратиться къ начатому
   разговору, хотя онъ и óñï?ëú çàì?òèòü: «Я такъ и зналъ>.
      — Я не согласна съ вами, Левъ Николаевичъ,—сказала
   я,—будто Тургеневы, Толстые п Достоевскіе недоступны
   для народа. Возьмите—«Записки охотника».
      — Но â?äü, вы выбрали нарочито доступныя вещи
   нзъ ö?ëîé книги «Записокъ охотника»,—возразилъ онъ.—
   Конечно, отзывы эти воспитательны. Особенно, второй—
   «Ï?âöû» и первый, кажется,—«Живыя мощи». Но â?äü
   это еще ничего пе доказываетъ. Возьмите наши капиталь­
   ныя произведенія—они никуда не годятся.
   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115