Схема проезда



Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

Историко-педагогический журнал

Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

Статьи

ОБ ИСТОРИИ ЗДАНИЯ БИБЛИОТЕКИ

 

Не все знают, где находится библиотека имени К.Д. Ушинского, хотя ее видел практически каждый москвич. Если идти от метро «Третьяковская» в сторону Третьяковской галереи, то слева, в Большом Толмачевском переулке, как раз напротив поворота к галерее, можно увидеть чугунные ворота, затейливый и пышный рисунок которых  притягивает взгляд. За этими воротами в старинном особняке, и расположена библиотека имени К.Д. Ушинского.

Особняк, представляющий собой в настоящее время тип городской усадьбы с рядом различных исторически сложившихся сооружений, является памятником гражданского зодчества конца ХVIII и середины XIX столетий.

Усадьба, имея значительные архитектурные достоинства, включена в списки памятников архитектуры, подлежащих государственной охране и законодательным Постановлением Совета Министров РСФСР № 503 от 22 мая 1948 г. в составе списка объявлена неприкосновенным всенародным достоянием.

В комплекс сооружений усадьбы вошли такие строения, как главный трехэтажный каменный дом, два двухэтажных каменных флигеля, образующих вместе с домом парадный двор, ажурная ограда с воротами и остатки старой территории сада.

Первым документом, позволяющим определить владельца усадьбы, является прошение Анны Демидовой, обнаруженное в фондах Исторического Архива МВД Московской области, поданное 13 июня 1797 г. по поводу нового строительства на ее дворе. В нем сказано:

Имея собственный свой двор в Якиманской части в третьем квартале под № 173 в приходе церкви Николая Чудотворца что в Толмачах доставшегося мне по купчей в 1772 г. от майора Петра Гаврилова Камищева на белой земле, и оный мой дом в казенных местах в залоге нигде не состоит, в котором желание имея вновь построить каменную конюшню с покрытием кровли тесом, а равно на каменных двух флигелях тоже кровли перекрыть вновь тесом-же, а равно забор и ворота починкою исправить.

Того ради оную экспедицию архитектурных дел покорно прошу сие мое объявление принять и на вышеписанное строение и перекрышку дать план и о том куда следует представить. Июня .... дня 1797 года

Подпись: Титулярная Советница Анна Демидова руку приложила.

Сие объявление велит подать человеку .... Андрею Григорьеву."

В 1797 году усадьба имела каменный дом, два каменных флигеля и семь разнохарактерных деревянных служебных построек. Точных указаний о времени сооружения этих построек нет и определить их даты строительства пока не представляется возможным. По утверждению Н.Д. Виноградова "владение это с каменным домом известно с 1777 г., когда оно принадлежало сыну Прокофия Демидова Аммосу Прокофьевичу Демидову, oт которого перешло к его вдове Анне Никифоровне рожденной кн.Вяземской". Земельный участок под усадьбу они приобрели у майора Петра Камищева в начале второй половины XVIII в.

Демидовы - выходцы их тульских кузнецов, основатели уральских литейных заводов при Петре Первом -прославились многими делами на ниве просвещения, благотворительности и меценатства. Их достойными представителями основан Демидовский лицей в Ярославле, учреждена Демидовская премия Петербургской Академии наук за выдающиеся научные достижения (ныне возрожденная в Российской академии) и предвосхитившая Нобелевскую… Но самым "якиманским" из них можно считать имя Прокофия Акинфиевича Демидова.

Левицкий Д. Г.

Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова

Он увековечен на великолепном портрете работы Д.Г. Левицкого, находящегося в Третьяковской галерее, в Третьяковской галерее. Барин в домашнем халате, добродушнее не бывает, при садовой лейке на фоне цветников и силуэта московского Воспитательного дома вдали… Здесь все не случайно, как всегда у этого славного портретиста.

Пренебрегая фамильным горнозаводческим делом, Прокофий Демидов успешно избавился от доли заводского наследства и еще более успешно проживал состояние. В 1756 году он выстроил роскошно отделанный каменный дом в своем владении Нескучное. По обычаю многих богачей-чудаков того времени, Прокофий Демидов сочетал в себе хлебосольного самодура и щедрого мецената. В то же время проявлял недюжинную любознательность и интерес к просвещению..

Поддерживая затеянную императрицей Екатериной II учебную и воспитательную реформу, Прокофий Демидов стал одним из основных "спонсоров" российского просвещения

Только на благотворительные цели он израсходовал гигантскую по тем временам сумму в 4 миллиона рублей. Из них более миллиона было пожертвовано на постройку знаменитого Воспитательного дома для детей-подкидышей, Прокофий Демидов инициировал создание на свои деньги первого в России Коммерческого училища для купеческих сыновей. Но и это не все. Объект его щедрости поднимается выше - до Московского университета, где он учреждает первые именные стипендии для студентов. И дарит университету бесценное учебное пособие - гербарий из 4500 видов растений вместе с обширной библиотекой. Ценя его деяния, царица Екатерина II приказала еще при его жизни отчеканить памятную медаль в честь Прокофия Демидова с надписью: "Блаженство Ваше". А уже в наши дни Международный Демидовский фонд учредил Почетный знак "Прокофий Акинфиевич Демидов "За благотворительность и меценатство".

Сын Аммос Прокофьевич Демидов - офицер гвардии. В 1776 г. - прапорщик, в 1780 г. - титулярный советник. Изнеженный и ленивый потомок разбогатевших рудознатцев и кузнецов был женат на аристократке княжне Анне Никифоровне Вяземской, из древнейшего русского дворянского рода. Ее отец Никифор Кондратьевич был учителем царевича Алексея Петровича и пострадал за участие в его деле.

Аммос давал в этой усадьбе роскошные балы, рауты, приемы. Анфилада парадных комнат и огромный бальный зал поражали своим великолепием.

Дети Аммоса и Анны Демидовых:

  • ПЕТР 1776-1880. Цальмейстер. Первая жена Любовь Алексеевна Бедрикова (Редрикова?), вторая - Екатерина Алексеевна Чичерина, третья Надежда Степановна (Семеновна?) Скрипицына, имел 4-х дочерей и 4-х сыновей, один из которых был женат на дочери наместника Кавказа Муравьева-Карского.
  • ЕВГРАФ умер бездетным. Жена Анна Алексеевна Киреевская,
  • АННА, муж Ростислав Иванович Демидов, “калмык”,
  • НАТАЛЬЯ, муж кн. Егор Максимович Мещерский,
  • ЕЛИСАВЕТА, 1778-3 мая 1827, по мужу Хитрово. Муж Иван Герасимович Хитрово, ум. 14 декабря 1845. Прапорщик гвардии.

На участке, приобретенном А.П. Демидовым, был выстроен в формах раннего классицизма главный дом усадьбы.

Первоначально здание отличалось простотой и компактностью объемов, имело невысокий аттик, рустованный цоколь, нарядные наличники парадного этажа и балкон-козырек по центру над входом.

Был ли этот дом построен М.Ф. Казаковым, утверждать нельзя. Точные данные не найдены. Скорее эта постройка относилась к кругу М.Ф. Казакова и его школе.

До революции усадьба занимала гораздо большую площадь и простиралась парковым ландшафтом за восточный корпус чуть ли не до самой Ордынки, а за главным корпусом до Пыжевского переулка. На месте фруктовых деревьев, столетних лип, дубов и скрытого в их тени пруда ныне возвышается громада Минатома и высотный корпус Института редких металлов.

В конце XVIII века (по данным Н.Д. Виноградова) усадьба от Демидовой перешла к Загряжской Елизавете Ивановне. Эта дворянская фамилия ведет родословную от "мужа честна, свойственника царя Ордынского", ставшего "ближним человеком" Дмитрия Донского. В 1805 г. ею подается прошение на устройство каменного манежа и пристройки к главному дому портика разм. 4,5 на 2 сажени. Последующие указания, свидетельствуют, что каменный манеж был построен, а на счет портика таких указаний нет. Если сопоставить размеры портика 4,5 на 2 сажени (или 13,5 аршин на 6 арш.) с размерами ныне существующего портика (около 1?,5 арш. на 3,5 аршина), то легко можно сказать, что это разные портики и что первый построен не был, а второй построен несколько позднее.

Первый муж Елизаветы Ивановны – Петр Иванович Загряжский (дядя Н.Н. Гончаровой?), вторым браком Елизавета Загряжская выходит замуж за соседа вице-адмирала, сенатора Петра Ивановича Шешукова и, очевидно, со временем, расстается с усадьбой. Во всяком случае к 1826 году за ней числится только владение N 218 (Шешуковское), по 3-му кварталу Якиманской части в Б. Толмачевском переулке, а владение № 215 ("Усадьба Демидовых") уже числится за почетным московским купцом Ильей Михайловичем Козлининым (скорее всего и восстановившем усадьбу после пожара 1812 г.).

В 1812 году во время громадного пожара Москвы, когда Замоскворечье было почти полностью сожжено, горел и этот дом. Все деревянные надворные строения были уничтожены, а от каменного дома, надо полагать, остались только кирпичные стены, да своды.

Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 г. в первой четверти XIX века Москва быстро начала восстанавливаться, и в это время производились восстановительные работы очень широкого масштаба. Был восстановлен и главный дом, но он претерпел существенные архитектурные изменения, которые сделали его более нарядным, торжественным и значительным. Однако архитектурно-композиционные изменения коснулись только главного фасада (северного). Боковые фасады заданий остались в прежней архитектурной трактовке. С северной стороны к дому был пристроен шестиколонный портик,с фронтоном и открытой площадкой за колоннами на уровне второго этажа. Колонны коринфского ордера, занимающие всю высоту двух верхних этажей, установлены на аркатуре нижнего рустованного этажа, решенного, как стилобат всего дома. Крайние окна второго этажа северного фасада дома, с балконами на кронштейнах, были обрамлены по сторонам парными коринфскими колонками, несущими небольшой, разорванный аркой фронтон со скульптурной вставкой на плоскости стены.

Плоскость фасада между вторым и третьим этажом была украшена протяженными барельефами и круглыми медальонами между пилястр с тематикой аллегорического содержания.

Такое архитектурное решение главного фасада дома сохранилось в основном до наших дней.

При восстановлении главного каменного трехэтажного дома заново были построены и новые служебные деревянные постройки усадьбы. Каменные флигели исчезли, каменной конюшни тоже нет. На их месте появились флигели из дерева. По всей вероятности они были построены на старых фундаментах, а западный флигель даже со старым подвалом.

При каком владельце и каким архитектором были произведены эти восстановительные работы, остается неизвестным. Было ли это еще при Е.И. Загряжской или при последующем владельце, почетном московском купце Илье Михайловиче Козлинине, сказать нельзя. Имеющиеся архивные данные относятся уже к середине XIX столетия, и по ним можно ясно представить историю этой усадьбы во второй половине XIX века.

Вся восточная часть владения была занята садом. Общие размеры владения составляли: по Б.Толмачевскому пер. 62 и 2/3 сажени, в глубину владения 23 сажени с востока и 32 сажени с запада. Никаких упоминаний о каменной ограде еще нет.

Трудно себе представить, что при подробном упоминании всех незначительных строений, таких как навесы, крыльца, погреба и прочее, могли пропустить каменную ограду с чугунными решетками, которая известна нам в настоящее время. Напрашивается вывод, что ныне существующей ограды в то время здесь еще не было.

Архитектурное оформление деревянных двухэтажных флигелей было простым и скромным. Торцы были обработаны парными пилястрами ионического ордера, несущими небольшой фронтон, а само здание венчалось куполом.

На этом же архивном документе, на оборотной стороне воспроизведен главный фасад каменного дома. Его архитектурная композиция полностью соответствует тому виду, который сохранился и до наших дней, если пренебречь некоторыми внешними повреждениями, да поздними пристройками с боков, уродующими все здание.

В 60-х годах XIX века это владение переходит к графине Марии Федоровне Соллогуб.

На том же, упомянутом выше документе, на оборотной стороне, где помещено изображение главного дома, в текстовой части значится:

"Дозволяется: Надворной Советнице Графине Марии Федоровне Соллогуб по разборке строений прикрытых тушью под № 9,3,4 и 6 построить под № 7 деревянное одноэтажное нежилое для сарая и конюшни длиною и шириною 10 аршин под № 6 деревянное одноэтажное нежилое для ретирады длин. 4 шир. 3 арш.с покрытием кровель железом. Под № 1 и 5 исправить починкою, при чем вменяется в обязанность устроить каменный брандмауер в то время, когда соседнее строение будет ближе 4 саж.

1857 года августа 28 дня.

и дальше:

"Дозволяется; При строении под № 1 снять колонны и фронтон и исправить во всех частях починкою с покрытием кровли железом и пристроить к оному на чугунных колоннах открытый балкон длиною 9 шириною б аршин. План предъявить Начальнику Отделения.

1858 г. апреля 11 дня".

По этим записям видно, что в 1857 году усадьба была уже за графиней М.Ф. Соллогуб, рожденной Самариной. Можно предположить, что сразу же после приобретения ею этого владения, она решила избавиться от ненужных ей деревянных и, по всей вероятности, ветхих строений, она решила их сломать и заменить новыми строениями. На последующих планах имеется уже наличие этих строений. Что касается слома портика, о чем было уже разрешение, то свершиться этому было не суждено. Портик не был уничтожен. Открытый балкон, на чугунных столбах, был пристроен к дому с восточной стороны.

Все деревянные постройки: сараи, конюшни, погреба, а также двухэтажные корпуса были сломаны и вместо первых построены новые деревянные службы, а вместо вторых каменные двухэтажные корпуса.

Архитектурное решение новых каменных флигелей было аналогичным с деревянными. Современный вид флигелей далек от такого архитектурного решения, так как флигели дошли до нас в сильно перестроенном состоянии. О каменной ограде с чугунными решетками и на этом плане нет никаких указаний.

Только на плане 1873 г., при той же владелице М.Ф. Соллогуб, ограда показана каменная с воротами посередине и двумя проходами по бокам ворот, а также с двумя воротами около флигелей.

Ограда ворот – образец литейного искусства 50-х годов ХVIII века. По чертежам Ф.С. Аргунова ее отлил крепостной мастер Д.Т. Сизов на одном из нижнетагильских Демидовских заводов. Фантазия авторов превратила тяжелую металлическую плоть в невесомое кружево, в полет, в застывшую мечту.

Мария Федоровна Соллогуб, до замужества Самарина, родилась в 1821 г. в Петербурге в богатой дворянской семье, далекие предки которой были выходцами из Галиции. Отец Марии Федоровны, Федор Васильевич, боевой офицер, участник всех войн России с Турцией и Францией в 1805-1814 годах. Мать, Софья Юрьевна, дочь сенатора и поэта, некогда статс-секретаря Павла I, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, известного прежде всего своим замечательным стихотворением "Выйду ль я на реченьку". В девичестве Софья Юрьевна была любимой фрейлиной императорского двора.

Федор Васильевич и Софья Юрьевна Самарина с детьми

Их дом стал и школой для детей Самариных, многочисленных родственников и близких знакомых.

Воспитанием и образованием Марии Самариной и других девушек занимались гувернантки. В те годы высшего женского образования в России не существовало, и его можно было получить только за границей. Пример С.В. Ковалевской наглядная тому иллюстрация. И юная Самарина, получив основательное домашнее образование, оказалась невестой на выданье и стала показываться в свете. Она не блистала яркой красотой, но была прекрасна душой и принадлежала к той категории женщин, которые своей мягкостью, женственностью, обаянием и умом, словно магнит, притягивают и пленяют сильный пол. Ее портрет оставил нам в своих мемуарах "Москва сороковых годов" известный ученый и общественный деятель Б.Н. Чичерин. "Сблизившись с семьей Самариных, - писал он, - я скоро подружился и с дочерью Марьей Федоровной, которая была замужем за графом Львом Александровичем Соллогубом и жила вместе с родителями. Это была одна из самых достойных женщин, каких я встречал в жизни. И ум, и сердце, и характер, все в ней было превосходно. Она имела самаринский тип, волосы рыжеватые, лицо умное и приятное. Образование она получила отличное и, когда хотела, умела вести блестящий светский разговор, приправленный свойственным семье юмором и иронией, однако без всякой едкости и язвительности. Но обыкновенный ее разговор был серьезный; ум был твердый, ясный и основательный... Одаренная мягким и любящим сердцем, всецело преданная своим обязанностям, она никогда не думала о себе и всю жизнь свою жила для других... А, между тем, немного счастливых минут довелось ей испытать в жизни".

Хотя ее сердце было отдано другому, родители, особенно отец, человек с сильным, а порой и крутым характером, настояли на ее браке с Львом Александровичем Соллогубом, старшим братом известного писателя Владимира Александровича Соллогуба. Ставший в 1846 году ее мужем, Л.А. Соллогуб происходил из древнего дворянского и графского литовско-польского рода, известного еще со второй половины ХV века. По окончании школы гвардейских подпрапорщиков Л.А. Соллогуб в 1831-1839 годах служит в лейб-гвардии Измайловском полку.

Оставшись вдовой, унаследовав значительное состояние, М.Ф.Соллогуб в 1857 году приобретает усадьбу Демидовых в Большом Толмачевском переулке.

Росси Э.

Портрет В.А.Соллогуба, 1840-е гг.

Соллогуб Владимир Александрович [8(20).8.1813, Петербург, — 5(17).6.1882, Гамбург], граф, русский писатель – брат Льва Александровича Соллогуба, мужа Марии Федоровны. Сын тайного советника, графа А.И. Соллогуба и его жены С.И. Архаровой. Окончил Дерптский (Тартуский) университет (1834). В 1837 дебютировал в "Современнике"; с 1839 печатался в "Отечественных записках". В "светских" повестях ("Лев", "Медведь", "Большой свет" и др.) с лёгкой иронией изобразил пустоту и суетность великосветского общества. Рассказы "Собачка" и "Воспитанница" написаны в гоголевском направлении. В повести "Тарантас" (1845) в форме путевых очерков даны острые зарисовки быта уездной Руси. После 1845 В.А. Соллогуб отошёл от передовой литературы. Писал преимущественно водевили ("Беда от нежного сердца" и др.), прочно вошедшие в репертуар русских театров. Оставил воспоминания об А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, М.Ю. Лермонтове.

Соллогуб Софья Михайловна (1820-1878)

дочь графа Виельгорского М.Ю. (1788-1866) – государственного деятеля, композитора, музыканта, близкого друга А.С. Пушкина.

Жена Владимира Сологуба

Автор портрета Орлов Пимен Никитич

Самарин, Юрий Федорович (1819-1876)  — старший сын Федора Васильевича и Софьи Юрьевны, брат Марии Федоровны Соллогуб, русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Окончил Московский университет (1838); магистерская диссертация "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 1844-52 на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861, был членом редакционных комиссий. Вначале был гегельянцем. Под воздействием К.С. Аксакова и А. С. Хомякова в начале 40-х годов Самарин примкнул к славянофильству.

Исходя из православия как особого культурного начала, положенного в основу исторической жизни русского народа, Самарин развивает мысль о трёх периодах национальной жизни ("исключительной национальности", "подражания" и "разумной народности"). Разделяя концепцию "цельного знания" Хомякова, противопоставляя "тирании рассудка" свободу "нравственного вдохновения", он считал, что только в народе сохраняется "дух в его живой цельности". Повседневная политическая жизнь представляется ему борьбой народного быта с "бездарною, отвлеченною цивилизацией".

Основные исторические сочинения Самарина посвящены социально-экономическим и национальным отношениям в Прибалтике, отмене крепостного права в Пруссии, истории иезуитов. В записке "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе" (1856) Самарин указывал на крепостное право как на причину социально-экономической отсталости России и, в частности, как на причину неудачи в Крымской войне 1853-56. Из литературно-эстетического наследия Юрия Федоровича выделяется статья "О мнениях „Современника“ исторических и литературных" (1847), высказывания о творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Соллогуб Ф.Л. Эскиз декорации к ''Гамлету'' в Малом театре

Соллогуб Федор Львович (граф, умер в 1890 г.) – сын Марии Федоровны Соллогуб, художник; окончив Московский университет, писал мелкие рисунки и акварели, преимущественно на исторические сюжеты. Больше всего Соллогуб работал для театра, изготовляя рисунки как костюмов, так и аксессуаров для дирекции Императорских театров и некоторых частных театров.

Созданные Ф.Л. Соллогубом костюмы обладают исторической верностью, а подбор цветов костюмов показывает в Соллогубе художника-колориста. Ф.Л. Соллогуб известен также и как художник-иллюстратор, все произведения Соллогуба, за редкими исключениями, не появились в печати: в "Артисте" за 1890-91 гг. напечатаны его иллюстрации к "Сказке о золотом петушке". Соллогуб был преподавателем в Московских драматических училищах – частных и императорском – и был руководителем обстановочной части на сценах московских императорских театров. Перу Федора Львовича принадлежат также несколько стихотворений, напечатанных в различных журналах.

Федор Соллогуб и его жена Наталья Боде-Колычева были друзьями В.С. Соловьева. Супруги жили в доме матери, где Соловьев не раз бывал. Здесь состоялась встреча В.С. Соловьева с дядей Соллогуба Ю.Ф. Самариным и А.Ф. Тютчевой-Аксаковой.

Из воспоминаний В.С. Соловьева:

 Вспоминается мне большой, просторный дом, - барский оазис среди купеческого Замоскворечья - против Николы, что в Толмочах, близ Ордынки...

 - Сегодня у нас вечер с большими: дядя Юша и Анна Федоровна Аксакова хотят тебя смотреть; они теперь внизу у бабушки, и будут подниматься не вместе, чтобы не запугать сразу.

 "Дядю Юшу", т. е. знаменитого славянофила Юрия Федоровича Самарина, а также и племянника, гр. Федора Львовича Соллогуба - самого своеобразного и привлекательного изо всех людей, каких я только знал, нужно будет когда-нибудь помянуть особо, а теперь я хочу только записать, что осталось в памяти об Аксаковых - Анне Федоровне и Иване Сергеевиче.

 Вижу, входит мать моего приятеля, графиня Мария Федоровна Соллогуб (рожденная Самарина) и с нею дама лет 45, невысокого роста, полная и плотная, с очень некрасивым, но оригинальным лицом и, очевидно, давно оставившая всякое притязание (если только когда-нибудь его имела) быть женщиной в специфическом светском смысле этого слова. Желание Анны Федоровны Аксаковой и других лиц "смотреть" меня объясняется некоторым шумом, донесшим в Москву из Петербурга, где я несколько месяцев перед тем начал свое поприще магистерским диспутом в университете. Моя юношеская диссертация, а также вступительная речь на диспуте, резко шли против господствовавшего у нас в то время позитивистического течения, и, доставивши мне succes de scandale в большой публике и у молодежи.

Портрет В. С. Соловьёва работы И. Н. Крамского. 1885 год

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др. В июне 1876 года приступил к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете. В 1880 году защитил докторскую диссертацию.

Аксакова Анна Федоровна (урожд. Тютчева) – мемуаристка. Дочь Ф. И. Тютчева. После смерти матери (1838) жила у ее родственников, в 1839–1841 воспитывалась в доме отца в Мюнхене, в 1841–1843 – в доме тетки в Веймаре. В 1843–1845 училась в Мюнхенском королевском институте благородных девиц. В сентябре 1845 переселилась в Россию. С 1853 фрейлина вел. кн. (с 1855 – имп.) Марии Александровны; в 1858–1865 гувернантка младших детей Александра II. С января 1866 замужем за И.С.Аксаковым.

Аксакова приехала в Россию, не зная языка и обычаев; переворот в ее «нравственном сознании» произвела брошюра А. С. Хомякова «Несколько слов православного христианина…».

В течение многих лет Аксакова была «проводником» славянофильских мнений при дворе: наделенная характером «порывистым и властным» (слова отца), она выделялась в этой среде прямотой поступков и безбоязненной речью, преданностью долгу и «живым благочестием»; позднее Аксакова снискала репутацию «неумолимой громовержицы» московских салонов (И. С. Тургенев).

Разделяя философские и общественные воззрения мужа, Аксакова свои последние годы посвятила изданию его литературного и эпистолярного наследия.

Аксаков Иван Сергеевич [26.9(8.10). 1823, с. Надеждино Уфимской губернии, — 27.1(8.2).1886, Москва], русский публицист, поэт, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова, зять Ф. И. Тютчева. Окончил Петербургское училище правоведения (1838-42). В 40-60-е гг. выступал за отмену крепостного права, телесных наказаний. Редактировал славянофильские журналы и газеты "Русская беседа", "День", "Москва", "Русь" и др. В 1858-78 пользовался большим влиянием как один из руководителей московского Славянского комитета. В годы русско-турецкой войны 1877-78 за освобождение Болгарии от турецкого ига организовал кампанию в поддержку южных славян.

В публицистических статьях и речах Аксаков выступал сторонником самодержавия и православия, пропагандировал идеи славянофильства и панславизма. В 40-50-е гг. печатал стихи.

Поэма "Бродяга" (1852) рисует трагическую судьбу крепостного. В стихах Аксакова, проникнутых гражданскими мотивами, выражено критическое отношение к крепостнической действительности и дворянской интеллигенции.


Хомяков Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, - 23.9 (5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства. Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку "любомудров". Сотрудничал в журнале "Европеец", "Москвитянин", "Русская беседа", был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы.

В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Хомякова "О старом и новом" (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.

В Доме в Толмачевском переулке собирались различные представители интеллектуальной Москвы, как западники, так и славянофилы. Особняк Соллогуб становится популярным литературно-политическим салоном, завсегдатаями которого были А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин и другие.

Вместе с Алексеем Степановичем Хомяковым в доме Соллогубов бывал его друг и родственник Владимир Иванович Хитрово. Старшая дочь Хомякова Мария, запомнившая Владимира Ивановича Хитрово набожным и немного забавным человеком, указывает, что он был им "родней по Демидовой, сестре бабушки". У бабушки, то есть матери Хомякова, Марьи Алексеевны Киреевской, была сестра Анна Алексеевна (ум. 1844), вышедшая замуж за Евграфа Амосовича Демидова. Сестра Евграфа Аммосовича, Елизавета Аммосовна (ум. 1824) –жена Ивана Герасимовича Хитрово (1756?-1845). Именно их сын, Владимир Иванович Хитрово, друг и почитатель Хомякова – автор многотомного дневника. Его с Хомяковым "связывает" общая тетка, Анна Алексеевна Демидова. Корень их свойства лежит в роде Аммоса Демидова (1745-1800), младшего сына знаменитого промышленника и не менее знаменитого оригинала Прокопия Акинфиевича Демидова.

В 1882 году дом вместе с прочими постройками, садом и земельным участком был продан М.Ф. Соллогуб за 100 тыс. 500 руб. серебром Московскому учебному округу, и со 2 сентября того же года его владельцем стала Московская 6-я гимназия. Учрежденная в 1870 году, она первое время ютилась там же, в Замоскворечье, в Овчинниковском переулке, в двух домах купчихи П.А. Плигиной.

В связи с организацией здесь учебного заведения в этот период происходят существенные изменения со всеми сооружениями усадьбы, вызванные новыми условиями использования помещений.

В главном доме устраиваются классные помещения. В центре дома возникает лестничная клетка. Парадная лестница в западной половине дома перестраивается из трехмаршевой в двухмаршевую. В соответствии с этим изменяются и оконные проемы на лестницу. Так из двух окон по западному боковому фасаду делается одно полуциркульное широкое, уродующее своей формой весь фасад. С восточной стороны к дому пристраивается трехэтажная пристройка для классных помещений под общей крышей с домом, весьма исказившая архитектуру дома своим примитивным, упрощенным объемом.

С западной стороны сооружается одноэтажный гимнастический зал с подвальным помещением под ним.

Флигеля отводятся под директорские и преподавательские квартиры. К обоим флигелям делаются пристройки. Восточный флигель получает форму в виде буквы "Г", а западный в виде буквы "Т".

Из стен гимназии вышли видные деятели науки и культуры – Н.Д. Зелинский, Г.И. Чулков, С.Т. Шацкий, И.С. Шмелев, В.И. Пудовкин и другие.

Шмелев Иван Сергеевич (1873–1950), русский писатель. С 1922 в эмиграции. Родился 21 сентября (3 октября) 1873 в Москве. Москва стала одной из главных тем его творчества. Происходя из купеческой семьи, где неукоснительно соблюдались каноны православного благочестия, Шмелев, выросший в Замоскворечье, до конца жизни считал этот патриархальный мир своей духовной твердыней. Он воспет в произведениях Шмелева, ставших, согласно авторскому замыслу, апофеозом «русской национальной религиозности»: в дилогии «Лето Господне» и «Богомолье» (она создавалась с конца 1920-х годов, первые издания вышли в 1933 и 1935, полное издание в 1948).

Умер Шмелев в Бюсси-ан-От под Парижем 24 июня 1950.

6-я мужская гимназия существовала здесь до 1915 года, когда главный дом был занят госпиталем для душевнобольных воинов.

 

Из письма Б. Александровского, выпускника 6-ой московской гимназии, золотого медалиста выпуска 1912 года:

Весь основной корпус архитектурного ансамбля в Б. Толмачевском переулке был занят собственно гимназией, а оба боковых корпуса — квартирами нескольких педагогов : левый (от посетителя, вошедшего во двор) целиком занимал директор с семьей; правый был поделен между четырьмя семьями : два надзирателя, один учитель и один письмоводитель.

Вход в главный корпус именовался «парадным». Через него входили в здание только педагоги и родители. Мы, ученики, обходили корпус справа и входили через специальный ученический вход с заднего двора. Из вестибюля направо по парадной лестнице педагоги и родители поднимались наверх. Для нас была другая, задняя лестница, несомненно существующая и поныне.

Из парадного вестибюля дверь (налево от вошедшего) вела в гардероб учеников 1-го класса. Там сейчас выдача книг по абонементу. Задняя дверь этого помещения вела в канцелярию (персонал последней — один человек), а задняя дверь канцелярии — в гимназическую библиотеку (детская и юношеская художественная литература). В двух остальных комнатах нижнего этажа этого отсека были: кабинет физики и склад тяжелого инвентаря (парты, шкафы, скамейки и пр.

По другую сторону нижнего этажа этого же отсека здания в двух плохо освещаемых помещениях находился гардероб 2 - 7 классов и туалет.

Постоянного буфета в гимназии не было. Его заменял булочник, приходивший за 5-10 мин. до большой перемены с большой корзиной, которую в те времена носили с помощью маленькой подушечки на голове, придерживая поочередно одной рукой. В корзине: бутерброды с колбасой, сдоба, пряники, вафли, ватрушки. Располагался он со своим товаром у подножья ученической лестницы в прихожей, где был гардероб 8-го класса.

Всю правую, если стоять лицом к фасаду корпуса, пристройку занимал гимнастический зал. По его стенам стояли столы и скамейки: тут для желающих подавалась кружка чая по месячному абонементу. Цена абонемента - 50 копеек в месяц. Для других желающих жена одного из надзирателей в частном порядке тоже по месячному абонементу готовила одно мясное горячее блюдо. Цена абонемента - 2 р. 75 к. в месяц. И то, и другое разливалось и раскладывалось за 5-10 мин. до начала большой перемены.

Если подниматься по парадной лестнице на 2-ой этаж, то в небольшом коридорчике, где теперь, как я слышал, устраиваются выставки книг, было очень неприятное место: сюда приходили вызываемые повестками родители провинившихся учеников для беседы с классными наставниками. Дверь из коридорчика направо вела в еще более страшное место - кабинет директора.

Дверь из коридорчика напротив окон вела в роскошный актовый зал, где на стенах были прикреплены мраморные доски с фамилиями золотых медалистов. Тут ежедневно с 8 ч. 45 м. до 9 ч. проходила обязательная для всех учеников молитва (два церковных песнопения, исполнявшихся гимназическим хором, и чтение Апостола). Здесь же проходили годичные торжественные акты и молебны перед началом учебного года (16 августа ст. стиля). Родительских собраний в ту эпоху не существовало.

Боковая дверь парадного зала выходила в коридор. С левой стороны коридора: кабинет природоведения, приготовительный класс, 3-й класс, 1-й класс. Справа: 4-й класс, 2-й класс.

В самом начале коридора - продолжение ученической лестницы на 3-ий этаж.

На 3-м этаже: в восточном отсеке слева по коридору - 5-й класс, 7-й класс, 6-й класс. В конце коридора — зал для маленьких перемен старшего отделения с окнами на восток и юг. Справа по коридору: 8-й класс.

Замечу еще в скобках, что в ту эпоху в гимназиях было 9-ть классов — 8 номерных и один приготовительный. Для поступления в последний нужно было выдержать экзамен (азбука, элементарное чтение, четыре арифметических действия, несколько молитв).

Налево от окончания лестницы (на 3-ем этаже) несколько ступенек вели в плохо освещаемый дневным светом коридор. Слева по коридору: кабинет врачебных осмотров и несколько хозяйственных помещений. Направо по коридору: запасной класс для провинившихся учеников, учительская, туалет.


Письмо написано 7 января 1983 года. (Стилистика и орфография — автора письма). Первая публикация письма на сайте электронного журнала (http://biblio.narod.ru/gyrnal/obl/gyr_obl_0.htm) была подготовлена сотрудником НПБ им. К.Д. Ушинского Ростиславом Петровичем Будаковым.
 

Со слов последнего директора гимназии Федора Александровича Виноградова в большом зале дома еще были следы живописи и отделки искусственным мрамором, а также сохранялись реликвии в память посещения этого дома Тургеневым, Гоголем и Третьяковым. Когда был устроен в этом доме госпиталь, то внутри его произведены были переделки классов под палаты, и в окнах, и на лестничных клетках поставлены деревянные решетки.

Госпиталь существовал до 1917 г., а с 1918 г. здесь помещалась гимназия, реорганизованная в 1-ю школу 2-й ступени Замоскворецкого р-на. В наследство школе от гимназии достался ее архив и громадная библиотека, дополненная фондами библиотек некоторых других упраздненных гимназий, а также библиотеками частных лиц.

Однако архив и большая часть библиотеки были погублены по указанию невежественного директора школы Хавенсона Александра Соломоновича, который считал ненужным сохранять наследство гимназии и приказал жечь и вывозить многое на свалку. Им же был уничтожен большой розарий в саду, где он сделал гимнастическую площадку.

После школы дом поочередно занимался еще рядом других организаций, как-то: школа-семилетка, детский сад, спецшкола ВВС, детский дом, но в этот период каких-либо перестроек или изменений дома не производилось.

С 1942 года по настоящее время главный дом и двор принадлежат Государственной библиотеке по народному образованию им. К.Д. Ушинского Академии Педагогических Наук РСФСР.

Данная библиотека берет свое начало от организованной в 1925 году по инициативе Н.К. Крупской и В.И. Чарнолусского Справочной библиотеки отдела Наркомпроса РСФСР (Чистопрудный бульвар, 6):

Распоряжение Админоргупра от 26/XI—25 г. № 111137 о присылке справочной библиотеке НКП изданий местных ОНО.
Всем Край-Губ. и Обоно.
В ближайшее время НКП приступает к
организации справочной библиотеки по народному образованию.
В виду этого АОУ НКП обращается ко всем областным и губернским отделам народного образования с просьбой о присылке по адресу НКП, справочной библиотеке всех своих печатных изданий в 2-х экземплярах. Особенное внимание следует уделить своевременной присылке педагогических ежемесячных журналов, еженедельных или двухнедельных бюллетеней и обзоров о состоянии народного образованна в целом или отдельных отраслей просветительной работы.
Нач. Админоргупра И. Перель.
Зам. Зав. Орг. Инсп. Отд. И. Закокодкин. Зам. Зав. Информацией Серман.

Здание Наркомпроса (Чистопрудный б-р д.6), где в 1925 открыта НПБ

1932. Приказ по Наркомпросу № 95 от 13 февраля 1932.:
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИ НАРКОМПРОСЕ.

В целях наилучшего использования сил и книжных библиотечных фондов и устранения излишнего параллелизма в справочно-библиографической работе по народному образованию приказываю:
1. Объединить центральную педагогическую библиотеку при отделе научной педагогики Учебно-методического сектора и справочную библиотеку в одну центральную библиотеку по народному образованию при Наркомпросе, разместив ее в здании последнего.
2. Средства, ассигнованные на 1932 г. на содержание центральной педагогической и справочной библиотек, передать центральной библиотеке по народному образованию.
3. Книжные фонды этих двух библиотек объединить, выделив часть дублетов по специальностям соответствующим научно-исследовательским педагогическим институтам, а иностранную литературу – в иностранную библиотеку ГУС’а.
4. Поручить комиссии в составе: тт. Чаплина, Жданова (ОНП), Айзенштадта, Либовой и Томского в декадный срок разработать и представить на утверждение наркома:
а) порядок объединения и передачи части книжных фондов научно-исследовательским институтам;
б) положение о центральной библиотеке по народному образованию и правила пользования библиотекой;
в) смету и штаты библиотеки на 1932 г.;
г) план размещения библиотеки в помещении Наркомпроса.
Замнаркома Мальцев. («Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932, 25 февраля, № 12 с.136-140.)

Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932, 25 февраля, № 12 с.136-140

К 1932 году функции библиотеки и ее фонд настолько расширяются, что она реорганизуется в Центральную Библиотеку по народному образованию, а с 1939 года является Государственной библиотекой по народному образованию.

В 1942 году Библиотеке был передан старинный особняк в Большом Толмачевском переулке, дом № 3, где она находится и сейчас.

В 1944 году библиотека вошла в систему научно-исследовательских учреждений вновь созданной Академии педагогических наук РСФСР, а с 1966 года – Академии наук.

В 1945 году Библиотеке присвоено имя великого русского педагога К.Д. Ушинского.

Ушинский Константин Дмитриевич, 1824-1870) знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске. В 1840 г. Ушинский поступил на юридический факультет университета. В 22 года он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий под начальство графа Д.А. Толстого и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для Чтения".

В 1855 г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский Сиротский институт, где вскоре стал инспектором.

Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г. в "Журнале для Воспитания" выступил с педагогическими статьями. В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он олицетворяет эпоху реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были школы, для школ учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место естественнонаучному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени.

В 1965 году Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и секретариата ВЦСПС от 3 мая Библиотека отнесена к числу крупнейших библиотек СССР первой категории.

В 1966 году по решению Моссовета библиотеке переданы два дополнительных корпуса. Проведена реконструкция здания: увеличена площадь книгохранилища, открыты новые читальные залы, созданы новые филиалы при НИИ АПН СССР.

В 1972 году Государственная библиотека по народному образованию им. К.Д. Ушинского АПН СССР в соответствии с изменением Устава библиотеки Постановлением Президиума АПН СССР переименована в Государственную научную библиотеку им. К.Д. Ушинского АПН СССР.

19 декабря 1991 года Постановлением Правительства РСФСР Академия педагогических наук (АПН) СССР преобразована в Российскую Академию образования (РАО).

В 2008 году в соответствии с решением Президиума РАО (протокол № 4 от 03.04.2008 г.) Государственная научная педагогическая библиотека переименована в Учреждение Российской академии образования «Научная педагогическая библиотека им К.Д. Ушинского (НПБ им. К.Д.Ушинского РАО).

Сразу после переезда Педагогической библиотеки в «Дом Демидовых», Академия Педагогических Наук РСФСР выделяет средства для реставрации этого памятника архитектуры. В 1966 году Библиотеке передаются флигели, находившиеся до этого в использовании Районного Жилищного Управления Ленинского района г. Москвы.

Несмотря на многократные изменения и переделки, происходившие в усадьбе на протяжении почти двух столетий, основное свое архитектурное решение она не потеряла.

Главный трехэтажный каменный дом, как был прежде доминантой всего комплекса, так и остался и по сей день. Его архитектурная обработка, которую он получил после пожара 1812 года, сохранилась до сегодняшнего дня, если не считать утраченных балконов на северном фасаде, да отдельных частей лепных украшений.

Балконы были сломаны в 40-х годах ХХ века. Выполненные только для декоративных целей, без организации выхода на них, они не могли нормально очищаться от загрязнения и снега, постепенно приходили в ветхость и стали грозить обрушением. Это было основной причиной их разборки.

Боковые флигели, образующие с домом парадный двор, изменявшиеся внешне много раз, сохранили постоянное свое местоположение и свою подчиненную роль основному компоненту усадьбы главному каменному дому с портиком.

 

 

Новости

С 8 по 12 октября 2014 года в НПБ им. К.Д. Ушинского РАО прошла Международная научная конференция «НАЧАЛО УЧЕНИЯ ДЕТЯМ…». РОЛЬ КНИГИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЕ. (Подробно>>>)

22 сентября 2014 года в Научной педагогической библиотеке им.К.Д. Ушинского состоялся традиционный авторский семинар на тему «Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в свете реформы части четвертой Гражданского кодекса РФ». (Подробно>>>)

13-14 сентября в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова состоялась восьмая международная конференция на русском языке, посвященная проблемам развития Википедии и и других проектов «Фонда Википедиа», где был вручен диплом и почетный приз Викимедиа.ру в номинации «Свободное знание» за большой вклад, внесенный библиотекой имени К.Д. Ушинского в дело распространения свободных знаний в России. (Подробно>>>)

С 22 мая 2014 года открыта книжная выставка 130-летию со дня рождения Павла Петровича Блонского, русского философа, педагога и психолога (1884 – 1941). (Подробно>>>)

С 14 мая 2014 года открыта книжная выставка 120-летию со дня рождения Бориса Петровича Есипова, российского педагога (1894 – 1967). (Подробно>>>)

24 апреля 2014 года в НПБ им. К.Д. Ушинского состоялось очередное заседание Постоянного круглого стола Научного совета по проблемам чтения при НПБ им. К.Д. Ушинского . Тема круглого стола была: «Ситуация чтения сегодня. Чтение в культуре повседневности». (Подробно>>>)

С 23 мая 2014 года открыта книжная выставка к 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира, английского драматурга и поэта (1564-1616). (Подробно>>>)

С 23 мая 2014 года открыта книжная выставка к 115-летию со дня рождения Михаила Александровича Данилова, российского педагога (1899 – 1973). (Подробно>>>)

С 11 апреля 2014 года открыта книжная выставка к 270-летию со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина, русского писателя (1744-1792). (Подробно>>>)

С 1 апреля 2014 года открыта книжная выставка к 205-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, русского писателя (1809-1852). (Подробно>>>)

27-28 марта 2014 года в библиотеке прошла всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. (Подробно>>>)

25 марта 2014 года в НПБ им. К.Д. Ушинского РАО прошел Международный круглый стол «Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры». (Подробно>>>)

С 3 марта 2014 года открыта книжная выставка к 190-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога (1824 – 1870). (Подробно>>>)

С 27 февраля 2014 года открыта книжная выставка к 110-летию со дня рождения Даниила Борисовича Эльконина, российского психолога и педагога, члена-корреспондента АПН СССР (1904 – 1984). (Подробно>>>)

С 24 февраля 2014 года открыта книжная выставка к 145-летию со дня рождения Надежды Константиновны Крупской, российского советского общественного деятеля, педагога (1869 – 1939). (Подробно>>>)

С 6 февраля 2014 года открыта книжная выставка к 180-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, российского ученого-химика, педагога (1834 – 1907). Подробнее >

С 20 января 2014 года открыта книжная выставка 180-летию со дня рождения Николая Христиановича Весселя, русского педагога (1834 – 1906). Подробнее >

С 20 января 2014 года открыта книжная выставка к 105-летию со дня рождения Якова Ароновича Ротковича, российского филолога-методиста (1909 – 1975). Подробнее >

Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского РАО предлагает читателям новые электронные ресурсы: 1. коллекция (свыше 700 наименований) CD и DVD дисков образовательного содержания ведущих издательств (1С, Дрофа, МедиаХауз, Учитель, Мультимедиатехнологии и ДО, ЛинкаПресс, Физикон, Равновесие и др.); 2. архивы за последние 2-10 лет более 45 журналов и газет (Педагогика, Акмеология, Народное образование, Школьные технологии, Вестник образования России, Обруч, Человек и образование, Первое сентября и др.). Воспользоваться ресурсами можно в  Читальном зале электронных документов

В читальном зале электронных документов библиотеки открыт доступ к базе данных POLPRED.com
С компьютеров электронного читального зала библиотеки открыт доступ к ежедневно обновляемой базе данных Polpred.com Обзор СМИ. В этой базе данных представлена единая лента новостей и аналитических статей на русском языке. Информация может быть полезна студентам и преподавателям ВУЗов. Архив важных публикаций собирается вручную. База данных с рубрикатором: 26 отраслей / 600 источников / 8 федеральных округов РФ / 235 стран и территорий / главные материалы / статьи и интервью 3000 первых лиц. Ежедневно тысяча новостей, полный текст на русском языке, миллион лучших сюжетов информагентств и деловой прессы за 15 лет. Поиск с настройками. Экспорт в Word сотен статей в один клик. Интернет-сервисы по отраслям и странам.

Интернет журнал PM Edu