Заседание 19 октября 2010 года
19 октября 2010 года состоялся семинар на тему «Роль чтения в духовно-нравственном становлении личности» организованный Отделением образования и культуры Российской академии образования, Научной педагогической библиотекой им. К. Д. Ушинского РАО, Научным Советом по проблемам чтения.
Вели семинар Тамара Сергеевна Маркарова — директор библиотеки им. К. Д. Ушинского РАО, заместитель председателя Научного Совета по проблемам чтения, и Юлия Петровна Мелентьева — профессор, заместитель председателя Научного Совета по проблемам чтения.
Семинар проходил в большом читальном зале библиотеки.
В президиуме собрания находились почетные гости и крупные ученые в области психологии и социологи, занимающиеся проблемами чтения в обществе: Светлана Сергеевна Журова — депутат ГД РФ, Вадим Петрович Дёмин — академик-секретарь Отделения образования и культуры РАО, Владимир Самуилович Собкин — академик РАО, директор института социологии РАО, Владислав Александрович Лекторский — академик РАН и РАО, Генриетта Григорьевна Граник — академик РАО.
После приветственного слова Т. С. Маркаровой к участникам семинара с обращением к собравшимся выступил академик РАН и РАО, председатель Научного Совета по проблемам чтения В. А. Лекторский, затронувший в своем выступлении основные проблемы, связанные с падением в современном обществе навыков и культуры чтения, и новых культурно-нравственных вызовах в век глобализации и интернета.
Затем слово для приветствия было предоставлено депутату ГД РФ С. С. Журовой, занимающейся в своей работе проблемами библиотек образовательных учреждений, которая в своем интересном выступлении подчеркнула роль школьного учителя в деле обучения учащихся чтению, а также большое значение чтения как фактора развития умения учащихся думать и анализировать.
Далее выступил академик-секретарь Отделения образования и культуры — В. П. Дёмин, который говорил о роли чтения как факторе воздействия образования на культуру.
С объемным и содержательным докладом выступила академик РАО — Г. Г. Граник, которая говорила об исследованиях проблем чтения, проводимых возглавляемым ее коллективом.
Затем с интересным и содержательным сообщением, сопровождавшимся показом презентационных материалов, выступил директор института социологии РАО — В. С. Собкин, рассказавший на примере собранного и обработанного им материале социологических исследований о проблемах детского чтения.
О проблемах чтения и научных подходах к изучению этих проблем рассказала в своем выступлении профессор Ю. П. Мелентьева.
С сообщением и предложением о проведении конференции по пушкинской тематике выступила Наталья Ивановна Михайлова — директор московского музея А. С. Пушкина.
С яркими и интересными сообщениями по тематике семинара выступали многочисленные его участники: президент Русской ассоциации чтения — Наталья Николаевна Сметанникова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации — Татьяна Дмитриевна Жукова, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО — Алевтина Дмитриевна Жижина, представитель Института коррекционной педагогики РАО — Елена Львовна Гончарова, заведующая научно-методическим отделом НПБ им. К. Д. Ушинского РАО — Евгения Михайловна Зуева, главный библиограф ГУК «Невская централизованная библиотечная система» (Санкт -Петербург) — Ярослава Геннадьевна Назаровская, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки — Слава Григорьевна Матлина.
После завершения повестки семинара по чтению в 15.00 состоялось первое заседание Научного Совета по проблемам чтения РАО. С сообщением о целях и задачах Научного Совета по проблемам чтения выступила Ю. П. Мелентьева.
С подведением итогов прошедшего семинара и первого заседания Научного Совета по проблемам чтения выступил академик РАО, член Научного Совета по проблемам чтения Эдуард Дмитриевич Днепров, который заострил внимание присутствовавших участников семинара и членов Научного Совета по проблемам чтения на самых злободневных и острых проблемах современного российского образования и выделил самые неотложные задачи, требующие своего решения в свете проводимой модернизации российского образования. Он отметил, что проходящий сейчас в стране «Год учителя» оказался, к сожалению провальным для российского образования, и необходимы экстренные и неординарные решения для успешного проведения работ по модернизации отечественного образования.