О библиотеке : Научный совет по развитию информационных ресурсов сферы образования : Заседания : Заседание 16 декабря 2009 года — НПБ им. К. Д. Ушинского
История библиотеки  ·  Библиотека сегодня  ·  Школьные библиотеки  ·  Контакты

Заседание 16 декабря 2009 года

Выступает А. Б. Антопольский16 декабря 2009 года в НПБ им. К. Д. Ушинского РАО состоялось первое заседание созданного в обеспечение приказа РАО № 32 от 10 июля 2008 года Научного совета по развитию информационных ресурсов сферы образования при Учреждении Российской академии образования «Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского», Положение о котором было утверждено решением Президиума РАО от 21 октября 2009 года (Выписка из протокола № 7 заседания Президиума РАО от 21 октября 2009 г.).

Заседание происходило под председательством Александра Борисовича Антопольского — председателя совета, д.т.н., проф., акад. РАЕН, гл. научного сотрудника Института научной информации и мониторинга РАО.

А. Б. Антопольский рассказал о целях и задачах Совета на 2010 год и сообщил, что предполагается проводить заседания Совета с периодичностью 1 раз в два месяца.

Основной задачей Совета является, по мнению А. Б. Антопольского, — организация информационной деятельности в российском научно-педагогическом сообществе. В соответствии с утвержденным положением о Совете задачей созданного Совета является также координация основных проектов и программ, осуществляемых в области информатизации сферы образования.

На Совете было решено создать на сайте НПБ им. К. Д. Ушинского раздел, посвященный Совету, на котором поместить текст утвержденного положения о Совете, а также дать развернутые комментарии и пояснения к нему.

С подробным изложением Концепции системы научно-педагогической информации выступил А. Б. Антопольский. По ходу его выступления члены Совета задавали выступающему многочисленные вопросы и высказывали свое мнение по обсуждаемым вопросам.

В числе прочих, оживленную дискуссию вызвал вопрос возможности применения в российской практике лицензии Creative Commons и другие смежные вопросы авторско-правового характера в частности в применении к концепции открытых архивов в российской практике.

Выступает Р. Я. РахматулинПосле А. Б. Антопольского выступил с изложением своего видения обсуждаемых вопросов Р. Я. Рахматуллин. В частности он подчеркнул, что, по его мнению, при создании системы свободного доступа к информации научно-педагогического характера необходимо решить четыре задачи:

1) четко определить, какие материалы научно-педагогического характера будут передаваться в открытый доступ;

2) определить четкие правила взаимодействия с правообладателями информации и передачи прав на нее, при размещении ее в открытом доступе;

3) создать портал, обеспечивающий прямой и непосредственный доступ к размещенной в открытом доступе информации научно-педагогического характера;

4) создать четкие принципы и правила вычисления индекса цитируемости научных произведений и разработать и внедрить принципы, обеспечивающие связь индекса цитируемости работ научных сотрудников с обеспечением их финансированием.

Далее с коротким сообщением выступил Н. Е. Каленов, который подчеркнул необходимость создания четко изложенной концепции создаваемой системы.

В выступлении К. В. Вигурского прозвучала мысль, что при безусловной важности создания подобной системы добровольность участия научных учреждений в ней — утопия. Необходим центр, который бы достаточно четко и в обязательном порядке контролировал эту работу.

Затем Э. Д. Днепров предложил создать из членов Совета рабочую группу, которая от имени Совета доработала предложенную концепцию.

Н. Е. Каленов дискутирует с А. Б. Антопольским

Б. Р. Логинов предложил четко определиться с целевой группой, для которой создается система, продумать мотивацию для участников этой системы, а также подчеркнул, что, по его мнению, создаваемая система должна быть достаточно самостоятельной.

В выступлении М. Ю. Барышниковой была подчеркнута важность вопросов лицензирования размещаемых в создаваемой системе материалов, а также крайняя желательность размещения не ссылок (хотя бы и прямых) на материалы научно-педагогического характера, а непосредственно самих материалов, что, по ее мнению повысит надежность функционирования такой системы.

В полемике с выступавшими активное участие приняли А. Б. Антопольский, Т. С. Маркарова, А. М. Цапенко и другие присутствующие члены Совета.